НИРО

Инновационная площадка Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования            «Нижегородский институт развития образования» на базе          Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения           "Гимназия №17" 

Тема: «Развитие психолого-педагогической компетентности родителей в условиях партнерства школы и семьи»

Цель: разработать научно-методический комплекс по сопровождению процесса развития психолого-педагогической компетентности родителей в образовательном пространстве современной школы.

      Задачи:

1) теоретическое изучение сущности психолого-педагогической компетентности родителей; выявление теоретико-методологических ориентиров для выявления актуального состояния уровня психолого-педагогической компетентности родителей образовательных организаций - участников инновационной деятельности;

2) определить роль образовательного учреждения и условия для развития психолого-педагогической компетентности родителей для создания программы партнерства школы и семьи;

3) определение диагностического инструментария для выявления психолого-педагогической компетентности родителей;

4) создание программы по взаимодействию школы и семьи, направленной на развитие психолого-педагогической компетентности родителей, экспериментально проверить эффективность методов и технологий её реализующих.    

Сроки деятельности инновационной площадки: 2016-2020 гг.

Научное руководство:

Бондарева И.И.– доцент кафедры начального образования ГБОУ ДПО НИРО, канд. психол. наук;

Рунова Т.А.–доцент кафедры начального образования ГБОУ ДПО НИРО, канд. психол. наук.
 

Участники инновационной деятельности:

Лебедева Елена Федоровна - директор;

Безносова Алена Валерьевна - учитель начальных классов;

Васильева Надежда Арсентьевна  -  учитель начальных классов;

Сморкачева Татьяна Евгеньевна-  учитель начальных классов.

Актуальность инновационной идеи:

В настоящее время возросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем: семьи и школы, повышается уровень контроля родителей за учебно-воспитательным процессом, формируется практика привлечения родителей к управлению школой. Эффективное решение задач образования и воспитания возможно только при условии сотрудничества ШКОЛЫ и СЕМЬИ. Семье отводится приоритетное место как институту, который осуществляет первичную и главную социализацию ребенка и располагает уникальными средствами, самым широким диапазоном влияния на социальное формирование и развитие личности.

 Успешность в воспитании детей зависит не только от воспитательного потенциала школы, но и от деятельности образовательного учреждения по развитию психолого-педагогической компетентности родителей. И чем успешнее работа школы в этом направлении, тем выше эффективность воспитания подрастающего поколения. Система совместной деятельности школы и родителей как социальных партнёров заявлена в ФГОС НОО.

Тесное взаимодействие классных руководителей с родителями обучающихся всегда было неотъемлемой частью эффективной воспитательной деятельности любой школы. Введение ФГОС начального общего и основного общего образования придает этому важному направлению воспитательной работы принципиально новый аспект. Ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут партнёрами. Сближение школы и семьи повышаетэффективность воспитания подрастающего поколения. Школа, несомненно, является одним из самых активных субъектов по воспитанию и обучению детей. Однако если школа затронет еще один немаловажный аспект педагогической деятельности – повышение педагогической компетентности родителей, то эффективность совместной воспитательной деятельности школы и семьи многократно возрастет.

Необходимость обеспечения качества образования и развития личности ребёнка обозначена в важнейших нормативно-правовых документах, определяющих образовательную политику в РФ: Закон "Об образовании", "национальная доктрина образования до 2025 года", программа воспитания и социализации, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с основными положениями этих документов образовательная система школы должна быть ориентирована на взаимодействие с родителями обучающихся и обращать внимание на следующие направления:

просветительское - способствовать более углубленному родительскому видению детей, пониманию изменений, происходящих с ними;

консультативное - психолого-педагогический поиск методов эффективного взаимодействия с ребёнком в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

коммуникативное - создание условий для обогащения семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Для эффективного взаимодействия школы и семьи считаем целесообразным определить роль образовательного учреждения и условия для развития психолого-педагогической компетентности родителей и создать программу по взаимодействию школы и семьи, направленно на развитие психолого-педагогической компетентности родителей в МБОУ "Гимназия №17".

Практическая значимость инновационной идеи:

Педагогами будут освоены инновационные технологии (учебного сотрудничества, проектной деятельности, проблемного диалога, элементы ИКТ-технологии и др.), базирующиеся на приёмах работы со взрослыми, диагностические умения, приобретены профессионально-значимые качества личности (аналитичность и прогностичность мышления, личностная и управленческая рефлексия), обеспечивающее эффективность деятельности педагога по взаимодействию с родительским сообществом.

Также предполагается разработка программы по становлению компетентного родителя.

Формирование у педагогов устойчивой потребности в постоянном саморазвитии и повышении уровня профессиональной компетентности.

Ожидаемые результаты деятельности инновационной площадки:

  • разработка программы по взаимодействию школы и семьи, направленной на развитие психолого-педагогической компетентности родителей;
  • апробация эффективности методов и технологий, реализующих программу;
  • отбор диагностических материалов, позволяющих педагогам и администрации школы измерять и анализировать уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей.

Социальные эффекты реализации инновационной деятельности:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их  знаний по конкретным вопросам воспитания ребенка в семье и школе;
  • сплочение родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного и школьного сообщества;
  • обеспечение конкурентноспособности школы.

Тиражирование и внедрение результатов инновационной деятельности:

  • проведение семинаров, круглых столов, участие в научно-практических конференциях, в системе повышения квалификации на муниципальном и региональном уровнях;
  • отражение опыта инновационной деятельности в собственных СМИ (школьная газета, школьный сайт, сайты учителей – участников инновационной площадки)


Федеральная инновационная площадка


Проектно-сетевой институт инновационного образования» на базе МБОУ «Гимназия №17»

 

 Цель проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования»: создание нового типа сетевой образовательной институции, представляющей собой высшую форму соорганизации субъектов инновационной деятельности в региональной системе образования.

«Проектно-сетевой институт инновационного образования» - особый тип образовательной институциикак системно-сетевая организация развивающегося пространства инновационного образования, способная быстро, эффективно распространять корпоративное знание по горизонтали (в отличие от вертикально-иерархических структур) на основе новых технологий социальной коммуникации и проектно-деятельностной кооперации; проектно-сетевой механизм социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования, реализующий четыре линии инновационного развития:

 - образовательное учреждение как «элементарная единица» сетевой образовательной институции, имеющая собственную концепцию и программу инновационного развития;

- локальная образовательная сеть, создаваемая по принципу территориальной общности или общности предмета (проблемы);

- межрегиональный сетевой комплекс, включающий сообщества «авторских школ», различные образовательные ассоциации, сеть региональных экспериментальных площадок, лаборатории, отделы, центры и т.д.;

- федеральный сетевой инфраструктурный комплекс, состоящий из открытых сетевых институтов и университетов, федеральных экспериментальных и инновационных площадок и др.

 Задачи проекта:

1. Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования.

2. Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования.

3. Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования.

4. Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью.

5. Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта.

 

Сроки деятельности инновационной площадки: 2012-2018гг.

Научное руководство:

Игнатьева Г.А.-Заведующий кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО, доктор педагогических наук, профессор

 

Участники инновационной деятельности:

·        Лебедева Е.Ф.- директор;

·        Агрикова Н.И.- заместитель директора;

·         Жаурова М.Е.- учитель английского языка;

·        Аврамцева О.В. - учитель английского языка;

·        Веселова Н.Н.- учитель начальных классов;

·        Ленинце О.Н. - учитель начальных классов.

 

      Актуальность проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» раскрывается в трех взаимосвязанных аспектах. Первый аспект обусловлен социальной значимостью идеи универсальности человека и фактора профессионализма в условиях модернизации российского образования. Ведущими механизмами становления педагога-профессионала являются рефлексивные технологии управления в сфере образования. Второй аспект связан с необходимостью разработки нового качества и нового содержания образования. Построение качественно новых единиц содержания и условий научно-методического сопровождения процесса становления педагога-инноватора требует развития институциональных форм продуктивной инновационной деятельности в региональной системе образования. В рамках третьего аспекта предполагается создание инновационных моделей организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на муниципальном и региональном уровнях.

Инновационная идея проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования».

Для осуществления системного регулирования инновационного развития образования необходимо создание специальной институциональной структуры, способной поддерживать устойчивость инновационных преобразований и обеспечивать развитие человеческого потенциала средствами образования. В качестве такой институциональной структуры, способной принять на себя инновационную функцию регулирования системного развития образования, призван выступить проектно-сетевой институт инновационного образования.

Данный тип образовательной институции представляет собой системно-сетевую организацию развивающегося пространства инновационного образования, способную быстро, эффективно распространять корпоративное знание по горизонтали (в отличие от вертикально-иерархических структур) на основе новых технологий социальной коммуникации и проектно-деятельностной кооперации.

Проектно-сетевой институт выступает своеобразным механизмом социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования, реализуя четыре линии инновационного развития:

- образовательное учреждение как «элементарная единица» сетевой образовательной институции, имеющая собственную концепцию и программу инновационного развития;

- локальная образовательная сеть, создаваемая по принципу территориальной общности или общности предмета (проблемы);

- межрегиональный сетевой комплекс, включающий сообщества «авторских школ», различные образовательные ассоциации, сеть региональных экспериментальных площадок, лаборатории, отделы, центры и т.д.;

- федеральный сетевой инфраструктурный комплекс, состоящий из открытых сетевых институтов и университетов, федеральных экспериментальных и инновационных площадок и др.

 

 

Контакты

603137 город Нижний Новгород, улица Маршала Жукова дом 18

  • Телефон: 8 (831) 466-57-83

Защита