Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности"
Содержание:
1.Пояснительная записка
2.Общая характеристика предмета
3.Описание места предмета
4.Содержание учебной программы
5.Учебно-тематический план
6. Литература
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнов Б.Ю. Хренников
Цель:
Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Задачи:
-расширение представлений об экстремизме , уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
-совершенствование военно-патриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы.
-распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
-окончательное формирование модели своего поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
-применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности
-анализирование основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;
-обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ;
-формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
-формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографичекой безопасности государства.
2. Общая характеристика предмета
Учебный предмет « основы безопасности жизнедеятельности в старшей школе(10-11 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебные модули:
М-1 Основы безопасности личности, общества и государства
М-2Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
М-3 Обеспечение военной безопасности государства
Разделы:
Р-1 Основы комплексной безопасности
Р-2 Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций
Р-3 Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ
Р-4 Основы здорового образа жизни
Р-5Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Р-6Основы обороны государства
Р-7 Основы военной службы ( в том числе учебные сборы)
Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:
-последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета « Основы безопасности жизнедеятельности»
-сформировать представления об опасных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах возникновения и возможных последствиях;
-уяснить основные положения законодательства РФ в области безопасности
-сформировать морально-психологические и физические качества и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях;
-более подробно познакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ
-повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам
( при поурочном планировании предмета по годам обучения), а так же с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности ( при разработке региональных учебных программ);
-эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира
-обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования
-более эффективно использовать материально- техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и тема
3. Описание места предмета
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в программе предусмотрены 34 часа на год (по одному часу в неделю ).
Этот объём для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровне . Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с учащимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов) .
В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе раздел 7 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с учащимися – гражданами мужского пола.
Подготовка учащихся – граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний.
4. Содержание учебной программы
1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (13ч)
1.1. Автономное пребывание человека в природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.
1.2. Обеспечение личной безопасности на дорогах
Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.
1.3. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожареПрофилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1.4. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
1.5. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта
Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.
1.6. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности
Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
1.7 Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
1.8. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера
Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.
1.9 Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
1.10. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера
Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.
2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.(7 ч)
2.1. Военные угрозы национальной безопасности России
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.
2.2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война
2. 3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России
Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.
2.4. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели.
Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.
23.5. Наркотизм и национальная безопасность России
Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.
3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (10 ч)
3.1Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
4. Основы здорового образа жизни. (7 ч)
4.1. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека.
Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
4.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
4.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании
5. Основы военной службы. (11ч)
5.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства вXIV—XVвв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVIв. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIXв., создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
5.2. Память поколений — дни воинской славы России
Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
5.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
6. Боевые традиции Вооруженных Сил России.(3 ч)
6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества
Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.
Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
6.2. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
7. Символы воинской чести. (3 ч)
7.1 Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы
7.2Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
7.3 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
5. Учебно-тематический план.
№ модуля, раздела, темы |
Наименование модулей, разделов, тем |
Количество часов |
|
1 |
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях |
13 |
|
2 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
10 |
|
3 |
Обеспечение военной безопасности государства ( основы военной службы) |
11 |
|
|
Всего часов
|
34 |
6. Литература
Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, «Просвещение», 2012 г.
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008г.
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 200г.