Рабочая программа учебного предмета "Технология" (девочки). 8 класс

Содержание

1.     Пояснительная записка.

2.     Планируемые результаты освоения программы

3.     Содержание программы.

4.     Учебный план.

5.     Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

6.     Система оценки результатов освоения программы.

7.     Литература.

1.Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями личностно-деятельностного подхода к технологическому образованию, ориентирована на  формирование у учащихся общих учебных умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности (общепознавательной, графической, проектной, а также навыков конструирования и дизайна). Федеральный базисный учебный план отводит для обязательного изучения каждого направления  образовательной области «Технология», в том числе в 8 классе – 34ч.

Содержание программы связано с такими предметами, как математика, физика, химия, изобразительное искусство, биология. Рабочая программа учебного предмета «Технология» предназначена для реализации федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и составлена на основе примерной программы «Технология. Программы начального и основного общего образования (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский Н.В.,  Синица и др.). – М.: Вентана–Граф, 2010.».

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

      -освоение технологических знаний;

      -овладение общетрудовыми и специальными  умениями;

-развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных , организаторских способностей;

-воспитание трудолюбия, бережливости , аккуратности;

      -получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в    самостоятельной практической деятельности.

2.Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения учебного предмета «Технология» учащийся должен:

знать/понимать:

–      историю и современность народных художественных промыслов, 

–     приемы и последовательность выполнения технологических операций владимирской, двухсторонней, белой, штриховой глади, швов узелки и рококо,

–      характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях,

–     средства оформления помещений,

–     назначение основных видов современной бытовой техники,

–     функции семьи, 

–     понятие о товарах и потребности, о бюджете и культуре питания,

–     правила безопасной эксплуатации бытовой техники, пути экономии электрической энергии в быту;

уметь:

–     выбирать вид лент и нитей для определенных типов  изделий,

–     выполнять художественное  оформление изделий,

–     выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами,

–     оказывать первую помощь при ожогах, поражении электрическим током и порезах

–     объяснять работу простых электрических устройств по их схемам, рассчитывать стоимость потребляемой электроэнергии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

–     для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использование швейных машин, приборов для влажно-тепловой обработки изделий,

–     для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью, применения бытовых санитарно-гигиенических средств, применение средств индивидуальной защиты и гигиены,

–     для безопасной эксплуатации электробытовых приборов,

–     -для проектирования и изготовления изделия.

Содержание рабочей программы предполагает следующие формы обучения: учебно-практическая деятельность (комбинированный урок -30% теория , 70% – практика), выполнение творческого проекта с акцентом на потребительское назначение изделия.

3.Содержание программы

1.Введение

Цели и задачи предмета технологии. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка. Организация учебного процесса.

2..Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

 2.6.Декоративно-прикладное творчество

·        Виды лент для вышивки Материалы и инструменты Виды ткани для  вышивания лентами.

·        Правила перевода рисунка.

·        Декупаж по ткани.

·        Приемы вышивания различных цветов

·        Правила составление композиции.

История вышивки. Материалы и инструменты. Художественная вышивка гладью. История и современность народных художественных промыслов, выполнение элементов владимирского шитья, двухсторонней глади, швами узелки о рококо.

2.2Бытовая швейная машина.

Устройство и работа на вышивальной швейной машине

5.5. Семейная экономика

.Семья и роль ее в государстве, формы семейного предпринимательства, понятие потребность, уровень  благосостояния, классификация покупок, потребительский портрет вещи, информация о товарах, бюджет семьи, анализ сертификата на купленный товар, правильность составления штрих-кода, оценка затрат на питание семьи за неделю, оценка затрат за электроэнергию за неделю.

6.Электротехнические работы.

Альтернативные виды энергии, электроосветительные приборы (правила выбора при покупке), электробытовые приборы, облегчающие труд, классы и типы приборов. Развитие электроэнергетики.  ТБ при работе  с ними.

8.Проектирование и изготовление изделий.

Этапы  выполнения проекта, алгоритм проектной деятельности

Понятие «художественное моделирование», анализ моделей из банка творческих  проектов, (изготовление панно – гладью или лентами).

Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия, планирование процесса создания изделия, оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта

4.Учебный план

               Разделы и темы программы      

       Количество часов по классам

 

     6

       7

      8

 

1. Вводный урок

 

     1

       1

      1

 

2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

2.1 Швейные материалы

2.2 Бытовая швейная машина

2.3 Конструирование и моделирование

2.4 Раскройные работы

2.5 Технология швейных работ

 

 

 

 

 

 

 

    35

 

    3

    4

    12

    4

    12

      31

 

       1

       2

       8

       4

       16

14

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Декоративно-прикладное творчество

 

   8

      12

     13

 

3. Кулинария

3.1 Культура питания

3.2 Технология приготовления блюд

3.3 Домашние заготовки

3.4 Творческие задания

 

 

 

 

   18

    1

   11

    2

    4

      18

       1

       11

       2

       4

     –

 

4. Черчение и графика

 

    2

       2

     –

 

5. Технологии ведения дома

5.1 Уход за одеждой и обувью

5.2 Интерьер жилых помещений

5.3 Санитарно-технические работы

5.4 Ремонтно-отделочные работы

5.5 Семейная экономика

 

 

 

   –

   –

   –

    6

    2

    2

    2

 

    –

       6

       2

       4

 

       –

       –

     6

     –

     –

     –

     –

    6

 

6. Электротехнические работы

6.1 Электротехнические работы

6.2 Радиоэлектроника

6.3 Цифровая электроника и ЭВМ

   –

   –

   –

   –

    –

    –

    –

     –

       –

       –

       –

       –

   7

   7

    –

     –

 

     –

 

7. Современное производство и профессиональное образование

 

   –

 

     –

 

       –

 

     –

 

 

8. Проектирование изготовление изделий

 

   10*

      10*

    6

 

Итого

 

    70

      70

   34

 

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

         На занятиях используются различные методы обучения:

– словесные;

– наглядные;

– практические.

         Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

         Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.

         Практическая работа – графические зарисовки, разбор технологических карт, изготовление образцов и изделий. Цель практической работы – закрепление теоретических сведений и овладение приемами изготовления образцов или изделия.

         Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, плакатов, схем, иллюстраций, карточек-схем. Наглядные пособия в процессе объяснения меняются.

         Для объяснения нового материала используется метод фронтальной работы. Так как задания выполняются неравномерно всеми ребятами – проводится индивидуальная работа. Проводится текущий инструктаж, когда надо показать как правильно выполнить ту или иную операцию.

         Выполнение коллективных заданий – наиболее эффективная форма организации труда при создании тематических композиций, что позволяет сократить силы, время и затраты на ее изготовление и содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений, чувства взаимопомощи.

Техническое обеспечение

1. Кабинет – просторное, светлое помещение с естественным доступом воздуха

2. Кабинет оснащен комплектом мебели, стендами для наглядных пособий.

3. Полками для хранения наглядных пособий

4. Компьютером

5. Швейными машинами

6.Вышивальной машиной

Учебно-методический комплекс.

Наименование объектов

Количество

1

Коллекция промышленных образцов тканей и ниток (Учебная)

10

2

Лен (коллекция)

10

3

Хлопок (коллекция)

10

4

Шерсть (коллекция)

10

5

Асбест

1

6

Шелк натуральный

10

7

Коллекция волокон

10

8

Образцы ткацких переплетений

10

9

Классификация волокон (Плакат)

1

10

Натуральные растительные волокна (Плакат)

1

11

Натуральные животные волокна (Плакат)

1

12

Прядение. Системы прядения и продукты производства (Плакат)

1

13

Лупы

14

14

Спиртовая горелка

1

1. Наглядные пособия:

– таблицы;

– рисунки;

– иллюстрации;

– образцы,

– мультимедийные презентации.

2. Раздаточный материал:

– карточки;

– схемы;

– пособия-инструкции;

– технологические карты

6. Система оценки результатов освоения программы.

Одна из важнейших задач – организация педагогической диагностики. Основными и необходимыми компонентами диагностирования являются контроль и оценка. Если контроль и оценка проводятся систематически и целенаправленно, они превращаются в средство руководства организованным самопознанием.

Процесс изготовления изделия на уроках технологии является моделью простейшего технологического процесса.

Необходим контроль и оценка следующих параметров:

– процесса изготовления изделия,

– конечного результата – готового изделия,

– знаний по данному разделу.

Для контроля знаний учащихся используются всевозможные тесты, кроссворды.

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии                                                       

Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся:

полностью освоил учебный материал;

умеет изложить его своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его     

изложении своими словами;

подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

почти не усвоил учебный материал;

не может изложить его своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

  Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

творчески планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

правильно планирует выполнение работы;

самостоятельно использует знания программного материала;

в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

допускает ошибки при планировании выполнения работы;

не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

не может правильно спланировать выполнение работы;

не может использовать знания программного материала;

допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

 Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе:

«5» – получают учащиеся, справившиеся с работой 100 – 90 %;

«4» – ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» – соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

  Критерии оценки проекта:

1.      Оригинальность темы и идеи проекта.

2.     Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3.      Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4.     Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5.     Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6.     Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7.     Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информаци.

7. Литература

для учителя

1              «Технология» Программа начального и основного общего образования. Под ред. В.Д.Симоненко, издательский центр «Вентана-Граф» 2010 г.

2              «Технология» Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 г.

3              «Настольная книга учителя технологии» А.В.Марченко, М., «Издательство «Астрель» 2005 г.

4              «Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников» М.Б.Павлова, Дж.Питт, М.И.Гуревич, И.А.Сасова, М., «Вентана-Граф» 2003 г.

5              «Технология для девочек 5-8 классы. Контрольно-измерительные материалы». Издательство «Учитель». Автор-составитель Г.А.Гордиенко.2010 г.

для учащихся

1          «Технология». 8 класс. Учебник под редакцией В.Д.Симоненко, М., Издательский центр «Вентана –Граф» 2010