Рабочая программа по учебному предмету "Физическая культура" 11 класс (девушки)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2.  Место предмета « Физическая культура» в учебном плане

3. Планируемые результаты освоения предмета

4.Формы организации учебной деятельности

5.   Виды контроля

6. Содержание учебного материала

7. Список литературы

1.     Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для учащихся 11 классов предназначена для реализации федерального компонента стандарта среднего общего образования и составлена на основе Комплексной пограммы физического воспитания. 1-11 классы В.И.Лях,  А. А. Зданевича /Программа общеобразовательных учреждений. – М.: « Просвещение», 2011 г.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.

Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные  занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.

1.Цели и задачи изучения предмета

•   деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;

•   закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

•   формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

•   дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

 

2.  Место предмета « Физическая культура» в учебном плане

Курс «Физическая культура» изучается в 11 классе  из расчёта 3 ч в неделю. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа2010 г. № 889.

В приказе  указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Рабочая программа рассчитана на 102 ч на один  год обучения (по 3 ч в неделю

 

3. Планируемые результаты освоения предмета.

Объяснять:

1.                Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

2.                Роль и значение занятий физической культурой в укрепле­нии здоровья человека, профилактике вредных привычек, ве­дении здорового образа жизни.

Характеризовать:

1.     Индивидуальные особенности физического и    психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

2.     Особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;

3.     Особенности организации и проведения индивидуальных занятий  физическими упражнениями общей  профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;

4.     Особенности    обучения    и    самообучения    двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;

5.     Особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;

6.     Особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

Соблюдать правила:

1.     Личной гигиены и закаливания организма;

2.     Организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

3.     Культуры поведения и взаимодействия во время   коллективных занятий и соревнований;

4.     Профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

5.     Экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.

Проводить:

1.     Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими уп­ражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоро­вительно-корригирующей направленностью; контроль за индивидуальным физическим развитием и физи­ческой подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;

2.     Приемы страховки и самостраховки во время занятий физи­ческими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах; приемы массажа и самомассажа;

3.     Занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов; судейство соревнований по одному из видов спорта.

Составлять:

1.     Индивидуальные комплексы физических упражнений различ­ной направленности; планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Определять:

1.     Уровни индивидуального физического развития и двигатель­ной подготовленности;

2.     Эффективность занятий физическими упражнениями, функцио­нальное состояние организма и физическую работоспособность;

3.     Дозировку физической нагрузки и направленность воздей­ствий.

Демонстрировать:

Двигательные умения, навыки и способности:

В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12-15 м) с использованием 4-шажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5X2,5 м с 10-12 м (девушки); ме­тать теннисный мяч в вертикальную цель 1X1м с 10 м (девуш­ки).

В гимнастических и акробатических упражнениях:выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях, на бревне или разновысоких брусьях (девушки); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выпол­нять акробатическую комбинацию из пяти ранее освоенных эле­ментов (девушки); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).

В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного уп­ражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.

Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: исполь­зовать различные виды физических упражнений с целью самосо­вершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психи­ческих состояний.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в дли­ну или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями:со­гласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выпол­нении упражнений критически оценивать собственные достиже­ния, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности;   сознательно   тренироваться   и   стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.

 

4.Формы организации учебной деятельности.

Содержание  рабочей  программы предполагает следующие формы организации образовательного процесса в гимназии:

Уроки физической культуры;

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке: словесный; демонстрации; разучивания упражнений; совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств; игровой и соревновательный метод.

В работе используются разные формы организации деятельности учащихся на уроке – индивидуальная, групповая, фронтальная, поточная, круговая, дифференцированная и варьируются виды деятельности в рамках одного урока. В этом возрасте рекомендует-ся применять метод индивидуальных занятий, дополнительных упражнений, заданий поовладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, склонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

 

5.   Виды контроля.

В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развития физических способностей оценка успеваемости включает в себя виды контроля: промежуточный, текущий и итоговый.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Методика оценки успеваемости по основам знаний:

Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.

Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя примеры из практики, своего опыта.                                               

Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.

Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

Методика оценки техники владения двигательными действиями (умениями, навыками):

Отметка «5» двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Отметка «4» двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно

легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Отметка «3» двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

     Методика оценивания способов (умений) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:

Отметка «5» учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической  гимнастики. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Отметка «4» имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Отметка «3» учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.

 

6.     Содержание учебного материала

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.Вариативнаячасть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.

Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп.

Распределение программного материала  в 11 классах.

п/п

 

 

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

1.

Базовая часть

 

87

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

 

1.2

Спортивные игры

21

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

18

1.4

Легкая атлетика

21

1.5

Лыжная подготовка

18

1.6

Элементы единоборств

9

2.

Вариативная часть

15

2.1

Связанный с региональными и национальными особенностями

5

2.2

По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного из видов спорта

10

Раздел 1  Легкая атлетика

Техника безопасности на уроках физкультуры и легкой атлетике. Низкий Старт, спринтерский бег. Прыжки в длину с 13-15 шагов. Низкий и высокий старт с ускорением до 40 метров. Метание гранаты на дальность, Прыжки в длину с разбега, Эстафетный бег, :6 , бег до 3 км, прыжки и многоскоги. Прыжки в высоту. 6 минутный бег, Бег до 2 км., старты из различных положений. Спринт- 100 м. .Бег по пересеченной местности.

Раздел 2 Спортивные игры

Баскетбол. Броски по  кольцу с сопротивлением, игра по упрощенным правилам баскетбола. Варианты ловли мяча без сопротивлением и сопротивлением. Индивидуальные действия в защите и нападении. Защитные действия против игрока с мячом, вырывания, выбивание, перехват, накрывание. Стойка игрока, перемещения, остановка, повороты, ловля  и передачи  мяча из различных  положений.

Волейбол, Комбинации из освоенных элементов техники: передвижения, остановка, прием мяча. Техника приема и передач мяча: в парах, тройках, группах учебная игра в волейбол. Прием мяча в движении. Техника приема  и передач через сетку. Индивидуальные действия в защите и нападении. Групповые действия в нападении и защите, передача  мяча в связках и комбинациях.

Раздел 3  Гимнастика

Техника безопасности на уроках по гимнастике, Брусья – толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь, вис углом, сед углом, Брусья – упор на одной ноге, махом соскок, комбинация, стойка на лопатках, Опорный прыжок, Прыжки со скакалкой, ОРУ с мячами. Строевые упражнения.

Раздел 4 Лыжная подготовка

Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке. Вкатывание: 2,5-3 км. Задание для самостоятельных занятий, Совершенствование техники попеременных ходов. Применение лыжных ходов в зависимости от рельефа. Преодоление подъемов, Коньковый ход Переход с хода на ход.  Прохождение учебной дистанции до 5 км.

 

Легкая атлетика

Основная направленность

11 класс (девушки)

Совершенство­вание техники спринтерского бега

Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег

Совершенство­вание техники дли­тельного бега

Бег в равномерном и переменном      темпе 20-25 мин. Бег на 2000 м

Совершенство­вание техники прыжка в длину с разбега

Прыжки в длину с 13—15 шагов разбега

На совершенствование техникипрыжка в высотус разбега

Прыжки в высоту с 9—11 шагов разбега

Совершенствование техники  метания вцель и на дальность

Метание гранаты 300-500 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов сукороченного и полного разбега на дальность

в коридор 10 м и заданное   расстояние;   вгоризонтальную    цель (2×2 м) с расстояния12—15   м,   по  движущейся цели (2×2 м) срасстояния 10—12 м. Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных     исходныхположений с места, с 1-4  шагов    вперед-вверх    надальность.

Развитие выносливости

Длительный    бег    до20 мин.

Развитие скоростно-силовых способностей

Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., набивных мячей, круговая трени­ровка

Развитие ско­ростных способ­ностей

Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ус­корением, с максимальной скоростью, измене­нием темпа и ритма шагов

Развитие ко­ординационных способностей

Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местнос­ти; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на даль­ность обеими руками

На знания о физической культуре

 

Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспе­чения л/атлетических упражнений. Виды со­ревнований по л/атлетике и рекорды. До­зирование нагрузки при занятиях бегом, прыж­ками и метанием.  Т.Б  при занятиях л/атлетикой. Дов­рачебная помощь при травмах. Правила сорев­нований

Совершенство­вание организа­торских умений

Выполнение обязанностей судьи по видам л/атлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками

Самостоятельные занятия

Тренировка в оздоровительном беге для разви­тия и совершенствования основных двигатель­ных способностей. Самоконтроль при занятиях л/а.

 

 

Спортивные игры

Основная направленность

11 класс (девушки)

Баскетбол.Совершенство­вание техники пе­редвижений, оста­новок, поворотов, стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

Совершенство­вание ловли и пе­редач мяча

Варианты ловли и передач мяча без сопротивле­ния и с сопротивлением защитника (в различных построениях)

Совершенство­вание техники ве­дения мяча

Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

Совершенство­вание техники бросков мяча

Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

Совершенство­вание техники за­щитных действий

Действия против игрока без мяча и с мячом (вы­рывание, выбивание, перехват,

накрывание)

Совершенство­вание техники пе­ремещений, владения мячом.

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

Совершенство­вание тактики иг­ры

Индивидуальные, групповые и командные так­тические действия в нападении и защите

Овладение иг­рой и комплекс­ное развитие пси­хомоторных спо­собностей

Игра по упрощенным    правилам баскетбола. Игра по правилам

Волейбол.Совершенство­вание техники пе­редвижений, оста­новок,   поворотов и стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

Совершенство­вание техники приема и передач мяча

Варианты техники приема и передач мяча

Совершенство­вание техники по­дач мяча

Варианты подач мяча

Совершенство­вание техники на­падающего удара

Варианты нападающего удара через сетку

Совершенство­вание техники за­щитных действий

Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка

Совершенство­вание тактики иг­ры

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

Овладение иг­рой и комплекс­ное развитие пси­хомоторных спо­собностей

Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам

 

Гимнастика с элементами акробатики

Основная направленность

11 класс (девушки)

Совершенство­вание общеразви­вающих упражне­ний без предметов

Комбинации из различных положений и движе­ний рук, ног, туловища на месте и в движении

Освоение и со­вершенствование опорных прыжков

Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной  ногой (конь в ширину, высота 110  см)

Развитие коор­динационных способностей

Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках.  Комбинации из освоенных элементов

Комбинации ОРУ без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатичес­кие упражнения. Упражнения на под­кидном мостике, прыжки в глубину с вращени­ями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с ис­пользованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика

Освоение и со­вершенствование висов и упоров

Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толчком 2 ног вис углом. Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок.

Развитие скоростно-силовых способностей

 Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метание набивного мяча

Самостоятельные занятия

Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль при занятиях гимнастическими упражнениями

 

Лыжная подготовка

Основная направленность

11 класс (девушки)

Освоение техники лыжных ходов

Переход  с хода на ход. Преодоление  подъемов ипрепятствий.  Прохождение  дистанциидо 5 км. Элементы  тактики лыжных  гонок:   распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др.

На знания о фи­зической культуре

Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Т. при занятиях лыжным спортом.  Первая по­мощь при травмах и обморожениях

 

7. Список литературы

1. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классы. /Программы общеобразовательных учреждений.  – М.: «Просвещение», 2011.. Автор: В.И.Лях,  А.  А. Зданевич.

2. Учебник. Физическая культура 10-11  классы. Авторы: В.И.Лях, А. А. Зданевич.

– М.: «Просвещение» 2010.