Линейная графика.

Учебно-тематическое планирование занятий по развитию речи

1ч.* 22 недели = 22 часа

 

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Сказка о солнце, ветре и море.

1

2

Нарисую сказку сам.

1

3

Скатерть – самобранка

1

4

Полотенце с узорами.

1

5

Осенняя пахота.

1

6

Лабиринт.

1

7

Волшебный фонарик.

1

8

Замечательный веер.

1

9

Волшебный платочек.

1

10

Тайна глиняных горшков.

1

11

«Федорино горе», посуда.

1

12

Весёлое море.

1

14

Золотая рыбка.

1

15

Ковёр Нептуна.

1

16

Руки не для скуки.

1

17

Всем на свете нужен дом.

1

18

Сказочный домик.

1

19

Чудесная салфетка.

1

20

Паучок – домовичок

1

21

Мельница – чудесница

1

22

Хлеб – всему голова.

1

Программа предполагает 42 обязательных занятия  с вариантами упражнений разной  степени графической и образной сложности для осуществления дифференцированного подхода к обучению и развитию детей.

Первые три занятия имеют тестирующий характер и направлены на выявление  начального уровня графических  навыков и интеллектуальных особенностей  личности каждого ребёнка. Они проводятся с целью   выработки методов как        индивидуального подхода к работе с детьми, так и определения общей стратегии организации и проведения  занятий в группе.

Следующие занятия закладывают   основы ориентации на листе и навыки  владения       прямыми, дугообразными и волнистыми  линиями.

Постепенно через линейную графику дети подходят к написанию элементов печатных и письменных  букв, состоящих из прямых, наклонных, дугообразных и замкнутых круглых линий.

Цель: Определить особенности образного мышления и  развития графических навыков у детей.

 Задачи занятий: 1.Развитие мыслительных способностей  на основе формирования образных представлений о природных явлениях и деятельности людей предметно – конкретного характера.

2.Развитие  навыков ориентации на листе: вверх – вниз, вправо – влево.

3.Проведение прямых линий в вертикальном и горизонтальном направлении.

4.Определение мышечного тонуса руки и подбор графического материала, способствующего развитию мышц кисти  руки.

5.Развитие глазного контроля над движением рук и формирование образа движения руки, рисующей прямые линии.

6.Отработка  движений, знакомство с различными линиями.

Формы и методы проведения занятий: Беседа. Рассказ. Игровые ситуации.

Репродуктивная деятельность с частично – поисковыми элементами, направленная на поиск графических выразительных средств.

 

Ожидаемые результаты

Методы контроля

Ребёнок знаком с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша  при работе в тетради; с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; умеет моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

 

·        Наблюдение

·        Беседа

·        Игра

·        Репродуктивная деятельность:

рисунок, аппликация

 

 

 

 

Список литературы:

1.Озорной карандаш. Через игру – к совершенству. Н.Алексеевская. – М.: «Лист», 1999.

2.Рисование – линейная графика. Подготовка шестилетнего ребёнка к освоению грамоты. Н.В.Квач, Ю.А.Лебедев, Л.В.Филиппова и др. – Москва, Н.Новгород, 2001.

3.Скороговорки для развития речи.  – М.: «Юнвест», 2001.