Линейная графика.
Учебно-тематическое планирование занятий по развитию речи
1ч.* 22 недели = 22 часа
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Сказка о солнце, ветре и море. |
1 |
2 |
Нарисую сказку сам. |
1 |
3 |
Скатерть – самобранка |
1 |
4 |
Полотенце с узорами. |
1 |
5 |
Осенняя пахота. |
1 |
6 |
Лабиринт. |
1 |
7 |
Волшебный фонарик. |
1 |
8 |
Замечательный веер. |
1 |
9 |
Волшебный платочек. |
1 |
10 |
Тайна глиняных горшков. |
1 |
11 |
«Федорино горе», посуда. |
1 |
12 |
Весёлое море. |
1 |
14 |
Золотая рыбка. |
1 |
15 |
Ковёр Нептуна. |
1 |
16 |
Руки не для скуки. |
1 |
17 |
Всем на свете нужен дом. |
1 |
18 |
Сказочный домик. |
1 |
19 |
Чудесная салфетка. |
1 |
20 |
Паучок – домовичок |
1 |
21 |
Мельница – чудесница |
1 |
22 |
Хлеб – всему голова. |
1 |
Программа предполагает 42 обязательных занятия с вариантами упражнений разной степени графической и образной сложности для осуществления дифференцированного подхода к обучению и развитию детей.
Первые три занятия имеют тестирующий характер и направлены на выявление начального уровня графических навыков и интеллектуальных особенностей личности каждого ребёнка. Они проводятся с целью выработки методов как индивидуального подхода к работе с детьми, так и определения общей стратегии организации и проведения занятий в группе.
Следующие занятия закладывают основы ориентации на листе и навыки владения прямыми, дугообразными и волнистыми линиями.
Постепенно через линейную графику дети подходят к написанию элементов печатных и письменных букв, состоящих из прямых, наклонных, дугообразных и замкнутых круглых линий.
Цель: Определить особенности образного мышления и развития графических навыков у детей.
Задачи занятий: 1.Развитие мыслительных способностей на основе формирования образных представлений о природных явлениях и деятельности людей предметно – конкретного характера.
2.Развитие навыков ориентации на листе: вверх – вниз, вправо – влево.
3.Проведение прямых линий в вертикальном и горизонтальном направлении.
4.Определение мышечного тонуса руки и подбор графического материала, способствующего развитию мышц кисти руки.
5.Развитие глазного контроля над движением рук и формирование образа движения руки, рисующей прямые линии.
6.Отработка движений, знакомство с различными линиями.
Формы и методы проведения занятий: Беседа. Рассказ. Игровые ситуации.
Репродуктивная деятельность с частично – поисковыми элементами, направленная на поиск графических выразительных средств.
Ожидаемые результаты |
Методы контроля |
Ребёнок знаком с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради; с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; умеет моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
|
· Наблюдение · Беседа · Игра · Репродуктивная деятельность: рисунок, аппликация |
Список литературы:
1.Озорной карандаш. Через игру – к совершенству. Н.Алексеевская. – М.: «Лист», 1999.
2.Рисование – линейная графика. Подготовка шестилетнего ребёнка к освоению грамоты. Н.В.Квач, Ю.А.Лебедев, Л.В.Филиппова и др. – Москва, Н.Новгород, 2001.
3.Скороговорки для развития речи. – М.: «Юнвест», 2001.