Проектно-сетевой институт
инновационного образования
(проектная инициатива)
Региональный экспериментальный сетевой образовательный проект «Нижегородская инновационная школа», реализуемый кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО совместно с образовательными учреждениями Нижегородской области, получает свое логическое продолжение в новой институциональной форме.
Актуальность проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» обусловлена социальной значимостью идеи универсальности человека и фактора профессионализма в условиях модернизации российского образования. Ведущими механизмами становления педагога-профессионала являются рефлексивные технологии управления в сфере образования. Кроме того, актуальность связана с необходимостью разработки нового качества и нового содержания образования. Построение качественно новых единиц содержания и условий научно-методического сопровождения процесса становления педагога-инноватора требует развития институциональных форм продуктивной инновационной деятельности в региональной системе образования. Проект также предполагает создание инновационных моделей организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на муниципальном и региональном уровнях.
Цель проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» заключается в создании нового типа сетевой образовательной институции, представляющей собой высшую форму соорганизации субъектов инновационной деятельности в региональной системе образования.
Задачи проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования»:
1. Разработать и теоретически обосновать открытую корпоративную модель проектно-сетевого института инновационного образования.
2. Разработать концепцию проектно-ориентированного типа содержания образования и апробировать его элементы, представленные в форме корпоративных баз данных, тематических концентров (научных, образовательных, технологических, кадровых и т.д.).
3. Разработать и внедрить персонифицированную модель повышения квалификации и переподготовки педагогических, научных и научно-педагогических работников, руководящих работников сферы образования на основе построения горизонтальных самоорганизующихся сетей, индивидуальных траекторий профессионального развития и саморазвития педагогов.
4. Разработать и апробировать инновационные модели образовательных организаций, связанной со спецификой вклада организации в решение определенной социокультурной проблемы, соответствующей приоритетам социальной и экономической политики Российской Федерации в области образования.
5. Разработать и внедрить механизмы саморегулирования инновационной деятельности образовательной организации и работников сферы образования.
6. Организовать создание, экспонирование, экспертизу и диссеминацию инновационных образовательных продуктов организаций, входящих в состав проектно-сетевого института инновационного образования в масштабе региональной системы образования.
7. Тиражирование и трансляция инновационной модели сетевой образовательной институции в масштабе Приволжского федерального округа.
Инновационная идея проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования».
Для осуществления системного регулирования инновационного развития образования необходимо создание специальной институциональной структуры, способной поддерживать устойчивость инновационных преобразований и обеспечивать развитие человеческого потенциала средствами образования. В качестве такой институциональной структуры, способной принять на себя инновационную функцию регулирования системного развития образования, призван выступить проектно-сетевой институт инновационного образования.
Данный тип образовательной институции представляет собой системно-сетевую организацию развивающегося пространства инновационного образования, способную быстро, эффективно распространять корпоративное знание по горизонтали (в отличие от вертикально-иерархических структур) на основе новых технологий социальной коммуникации и проектно-деятельностной кооперации.
Проектно-сетевой институт выступает своеобразным механизмом социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования, реализуя четыре линии инновационного развития:
– образовательное учреждение как «элементарная единица» сетевой образовательной институции, имеющая собственную концепцию и программу инновационного развития;
– локальная образовательная сеть, создаваемая по принципу территориальной общности или общности предмета (проблемы);
– межрегиональный сетевой комплекс, включающий сообщества «авторских школ», различные образовательные ассоциации, сеть региональных экспериментальных площадок, лаборатории, отделы, центры и т.д.;
– федеральный сетевой инфраструктурный комплекс, состоящий из открытых сетевых институтов и университетов, федеральных экспериментальных и инновационных площадок и др.
Федеральная инновационная площадка
«Проектно-сетевой институт инновационного образования»
1. Актуальность проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» раскрывается в трех взаимосвязанных аспектах. Первый аспект обусловлен социальной значимостью идеи универсальности человека и фактора профессионализма в условиях модернизации российского образования. Ведущими механизмами становления педагога-профессионала являются рефлексивные технологии управления в сфере образования. Второй аспект связан с необходимостью разработки нового качества и нового содержания образования. Построение качественно новых единиц содержания и условий научно-методического сопровождения процесса становления педагога-инноватора требует развития институциональных форм продуктивной инновационной деятельности в региональной системе образования. В рамках третьего аспекта предполагается создание инновационных моделей организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на муниципальном и региональном уровнях.
2. Цель проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования»: создание нового типа сетевой образовательной институции, представляющей собой высшую форму соорганизации субъектов инновационной деятельности в региональной системе образования.
«Проектно-сетевой институт инновационного образования» – особый тип образовательной институции как системно-сетевая организация развивающегося пространства инновационного образования, способная быстро, эффективно распространять корпоративное знание по горизонтали (в отличие от вертикально-иерархических структур) на основе новых технологий социальной коммуникации и проектно-деятельностной кооперации; проектно-сетевой механизм социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования, реализующий четыре линии инновационного развития:
– образовательное учреждение как «элементарная единица» сетевой образовательной институции, имеющая собственную концепцию и программу инновационного развития;
– локальная образовательная сеть, создаваемая по принципу территориальной общности или общности предмета (проблемы);
– межрегиональный сетевой комплекс, включающий сообщества «авторских школ», различные образовательные ассоциации, сеть региональных экспериментальных площадок, лаборатории, отделы, центры и т.д.;
– федеральный сетевой инфраструктурный комплекс, состоящий из открытых сетевых институтов и университетов, федеральных экспериментальных и инновационных площадок и др.
3. Задачи проекта:
1. Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования.
2. Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования.
3. Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования.
4. Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью.
5. Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта.