Федеральная инновационная площадка
«Проектно-сетевой институт инновационного образования»
1. Актуальность проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» раскрывается в трех взаимосвязанных аспектах. Первый аспект обусловлен социальной значимостью идеи универсальности человека и фактора профессионализма в условиях модернизации российского образования. Ведущими механизмами становления педагога-профессионала являются рефлексивные технологии управления в сфере образования. Второй аспект связан с необходимостью разработки нового качества и нового содержания образования. Построение качественно новых единиц содержания и условий научно-методического сопровождения процесса становления педагога-инноватора требует развития институциональных форм продуктивной инновационной деятельности в региональной системе образования. В рамках третьего аспекта предполагается создание инновационных моделей организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на муниципальном и региональном уровнях.
2. Цель проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования»: создание нового типа сетевой образовательной институции, представляющей собой высшую форму соорганизации субъектов инновационной деятельности в региональной системе образования.
«Проектно-сетевой институт инновационного образования» – особый тип образовательной институции как системно-сетевая организация развивающегося пространства инновационного образования, способная быстро, эффективно распространять корпоративное знание по горизонтали (в отличие от вертикально-иерархических структур) на основе новых технологий социальной коммуникации и проектно-деятельностной кооперации; проектно-сетевой механизм социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования, реализующий четыре линии инновационного развития:
– образовательное учреждение как «элементарная единица» сетевой образовательной институции, имеющая собственную концепцию и программу инновационного развития;
– локальная образовательная сеть, создаваемая по принципу территориальной общности или общности предмета (проблемы);
– межрегиональный сетевой комплекс, включающий сообщества «авторских школ», различные образовательные ассоциации, сеть региональных экспериментальных площадок, лаборатории, отделы, центры и т.д.;
– федеральный сетевой инфраструктурный комплекс, состоящий из открытых сетевых институтов и университетов, федеральных экспериментальных и инновационных площадок и др.
3. Задачи проекта:
1. Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования.
2. Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования.
3. Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования.
4. Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью.
5. Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта.
4. «Дорожная карта» реализации проекта
«Проектно-сетевой институт инновационного образования»
№ п/п |
Направление деятельности |
Сетевые события |
Сроки реализации |
Конечные продукты деятельности субъектов сетевого проекта |
Первый этап: теоретико-проектировочный (сентябрь 2011 г. – август 2013г.) |
||||
1. |
Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования |
1. Система проблемно-проектных семинаров. 2. Рабочие совещания разработчиков проекта. |
сентябрь 2011 – январь 2012 |
1. Общий методологический тезаурус. 2. Аналитическая справка «проблемного поля» инновационного развития. 3. Программа и план мероприятий и семинаров. 4. Модель сайта сети и странички каждого участника проекта. |
2. |
Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования. |
1. Игровое моделирование 2. Проблемно-проектный семинар |
январь 2012 – июнь 2012 |
1. Концептуальная модель нового типа содержания. 2. Организационно-деятельностная матрица программ, основанных на новом типе содержания. |
3. |
Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования. |
1. Проблемно-проектный семинар 2. Вебинары |
сентябрь 2012 – июнь 2013 |
1. Нормативно-деятельностный стандарт нового педагогического профессионализма. |
4. |
Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью. |
1. Региональный Круглый стол по проблемам организации и управления инновационными процессами 2. Вебинары. 3. Сетевые школы управления. |
январь 2012 – декабрь 2013 |
1. Нормативная база проектно-сетевого института инновационного образования как автономной некоммерческой образовательной организации. 2. Соглашения, регламенты, договора по организации сетевого управления деятельностью проектно-сетевого института инновационного образования. |
|
5. |
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта. |
1. Региональный методологический семинар по экспертной деятельности в образовании. 2. Открытое заседание РСЭС. |
август 2013 – декабрь 2013 |
1. Положение о межрегиональном сетевом экспертном совете. 2. Критериальная база проведения экспертизы проектных инициатив. |
|
Второй этап: конструкторско-внедренческий (сентябрь 2013 г. – август 2015г.) |
|||||
1. |
Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования. |
1. Обучающие семинары. 2. Работа проектных групп. 3. Работа стратегических команд |
сентябрь 2013 – июнь 2015 |
1. Корпоративные базы данных. 2. Практико-ориентированная коллективная монография. 3. Сборник научно-педагогических разработок |
|
2. |
Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования. |
1. Построение горизонтальных самоорганизующихся сетей и самообучающихся организаций. 2. Построение индивидуальных траекторий профессионального развития и саморазвития. |
сентябрь 2013 – сентябрь 2014 |
1. Организационно-проектная программа профессионального развития педагогов. |
|
3. |
Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью. |
Проектно-деятельностная кооперация участников сетевого проекта. |
сентябрь 2014 – июнь 2015 |
1. Положение о проектно-деятельностной кооперации. 2. Положение о проектной группе образовательной организации. 3. Положение об инновационном ресурсном центре. |
|
4. |
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта |
1 Проектные мастер-классы по технологиям инновационного образования. 2. Нижегородский образовательный Интернет-форум проектных инициатив. |
январь 2015 – июнь 2015
|
1. Программы проектных мастер-классов и образовательного Интернет-форума. 2. Положения и программы деятельности экспериментальных, тьюторских, стажерских площадок. |
||
Третий этап: рефлексивно-обобщающий (сентябрь 2015 г. – август 2016г.) |
||||||
1. |
Внедрение открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования |
1. Рефлексивно-методологические семинары. 2. Панельная дискуссия. 3. Веб-стенды. |
сентябрь 2015 – июнь 2016 |
1. Научные, научно-методические, учебно-методические труды и разработки. 2. Корпоративная эпистемотека проектно-сетевого института инновационного образования. |
||
2. |
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта |
1. Корпоративное обучение экспертных групп. 2. Семинары, совещания МСЭС, фестивали и др. |
январь 2016 – август 2016 |
1. Программы корпоративного обучения экспертов. 2. Программы организации мероприятий: ярмарки, фестивали и т.д. |
||
Задача «Рефлексивно-методологический анализ, стратегия ресурсного (сетевого) управления образовательными инновациями»