1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения внутришкольного контроля в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении гимназии № 17 (далее Гимназия). Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  

1.2. Внутришкольный контроль – это проведение руководством Гимназии  планомерной, целенаправленной, объективной проверки, включающей в себя наблюдение, изучение, проверку, мониторинг, сбор и обработку информации, ее анализ, систематизацию, выявление состояния образовательной системы Гимназии с целью принятия управленческих решений для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

1.3. Основным объектом внутришкольного контроля является деятельность педагогических работников, предмет внутришкольного контроля – соответствие результатов педагогической деятельности законодательству Российской Федерации, иным нормативным правовым актам, включая приказы и распоряжения директора Гимназии, решения педагогических советов.

1.4. Внутришкольный контроль в Гимназии проводится в целях:

– соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования;

– реализации принципов государственной политики в области образования;

– исполнения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Гимназии;

– защиты прав и свобод участников образовательного процесса;

– соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов;

– совершенствования механизма управления качеством образования;

– повышения эффективности результатов образовательного процесса;

– развития автономности Гимназии с одновременным повышением ответственности за конечный результат;

– анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса.

1.5. АдминистрацияГимназии в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, требованиями Единого

Квалификационного справочника для работников сферы образования, Уставом Гимназии, локальными нормативными актами, настоящим Положением и приказами директора Гимназии о проведении проверок.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

2.1. Целями внутришкольного контроля являются:

– совершенствование деятельности Гимназии;

– повышение качества образовательных услуг;

– повышение профессионального мастерства педагогических и руководящих работников.

2.2. Основными задачами внутришкольного контроля являются:

– осуществление контроля исполнения законодательства Российской Федерации в области образования;

– выявление случаев нарушений и неисполнения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, анализ причин, лежащих в их основе, и принятие мер по их пресечению;

– анализ и оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников Гимназии, распространение передового педагогического опыта;

– выявление тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений для принятия управленческих решений;

– анализ результатов выполнения приказов и распоряжений по Гимназии;

– оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе осуществления контроля.

2.3. Функции внутришкольного контроля:

– информационно-аналитическая;

– контрольно-диагностическая;

– коррективно-регулятивная.

 

3.ОРГАНИЗАЦИЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

3.1. Внутришкольный контроль проводится согласно утвержденному директором Гимназии плану контроля.

3.2. Внутришкольный контроль может быть плановым или оперативным:

– плановый контроль осуществляется в соответствии с утвержденным планом внутришкольного контроля как самостоятельного раздела годового плана работы Гимназии. При планировании учитываются задачи, стоящие перед коллективом Гимназии в текущем учебном году, план контроля управления образования администрации Приокского района г.Нижнего Новгорода. План внутришкольного контроля доводится до сведения работников Гимназии в начале учебного года;

– оперативный контроль осуществляется для установления фактов и проверок сведений о нарушениях, указанных в обращении учащихся и их родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, для урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. В этом случае директор Гимназии  издает приказ о сроках проверки, создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, определении темы проверки, установлении сроков предоставления итоговых материалов; разрабатывается и утверждается план-задание, в котором устанавливаются особенности (вопросы) конкретной проверки.

3.3. Внутришкольный контроль осуществляют директор Гимназии и его заместители; к мероприятиям внутришкольного контроля могут привлекаться руководители методических объединений, другие специалисты в рамках полномочий, определенных приказом директора Гимназии.

Периодичность и виды контроля определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверок находится в компетенции директора Гимназии.

3.4. В качестве экспертов к участию в мероприятиях внутришкольного контроля по запросу директора Гимназии могут привлекаться сторонние (компетентные) специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования.

3.5. Виды внутришкольного контроля: тематический и фронтальный (комплексный):

– тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса, одного направления в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на ступени школьного обучения; в школьной воспитательной системе;

– фронтальный (комплексный) контроль направлен на изучение двух и более направлений деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. При фронтальном контроле изучаются все направления работы объекта контроля.

3.6. Формы внутришкольного контроля:

– персональный контроль осуществляется за работой отдельного педагогического работника;

– классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классных коллективов в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе или нескольких классах, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.;

– предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается со-стояние и качество преподавания отдельного предмета или отдельного направления учебно-воспитательного процесса в одном или нескольких классах, или в целом в Гимназии.

3.7. Методы внутришкольного контроля:

– изучение школьной документации;

– обследование;

– экспертиза;

– наблюдение;

– беседа;

– социологический опрос;

– мониторинг (сбор, систематизация, обработка и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования: результаты образовательной деятельности, состояние здоровья учащихся, организация питания, выполнение режима, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.);

– изучение передового педагогического опыта;

– анкетирование;

– тестирование;

– посещение учебно-воспитательных занятий, мероприятий;

– административные контрольные работы и срезы освоения образовательных программ учащимися в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;

4 – иные методы.

Психологические, психолого-педагогические обследования учащихся  проводятся с письменного согласия родителей (законных представителей) учащихся.

4.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

4.1. Основанием для проверок являются:

– план внутришкольного контроля;

– задание руководства органа, осуществляющего управление в сфере образования;

– сбор, систематизация и анализ информации о состоянии деятельности Гимназии  для составления отчетности, подготовки к аккредитации;

– обращение участников образовательного процесса по поводу нарушений в области образования;

– заявление педагогического работника на аттестацию (при необходимости).

4.2. Продолжительность тематических проверок не должна превышать 5 – 10 дней с посещением инспектирующим не более 5 уроков, занятий, других мероприятий у одного педагогического работника. Продолжительность фронтальных (комплексных) проверок оп-ределяется планом внутришкольного контроля и зависит от тематики контролируемого во-проса, но не более 30 рабочих дней осуществления контроля.

4.3. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу контроля.

4.4. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях при проведении оперативных проверок (письменная жалоба, обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений) директор Гимназии и (или) его заместители могут посещать уроки учителей Гимназии без предварительного предупреждения.

4.5. Если во время проверки обнаружены нарушения законодательства, о них неза-медлительно сообщается директору Гимназии.

 

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВНУТРИШКОЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ

5.1. Директор Гимназии и (или) по его поручению заместитель директора или эксперт вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам:

– соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования;

– осуществления государственной политики в области образования;

– использования финансовых и материальных средств согласно нормативам и по назначению;

– использования методического обеспечения в образовательном процессе;

– реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;

– соблюдения календарных учебных графиков;

– соблюдения правил ведения документации;

– соблюдения Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов Гимназии;

– состояния текущего контроля успеваемости, соблюдения порядка проведения и подготовки к промежуточной аттестации, государственной (итоговой) аттестации выпускников;

– охраны труда и здоровья учащихся, работников Гимназии;

– другим вопросам в рамках компетенции директора Гимназии.

 

 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

6.1. Результаты внутришкольного контроля оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах инспектирования, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной форме (далее итоговый материал проверки).

Квалификационного справочника для работы сферы образования, Уставом Гимназии, локальными нормативными актами, настоящим Положением и приказами директора Гимназии о проведении проверок.

6.2. Итоговый материал проверки должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, замечания, предложения.содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, замечания, предложения.

6.3. Информация о результатах проведенного инспектирования доводится до работников Гимназии в течение 7 дней с момента завершения проверки.

6.4. Должностные лица после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом проверки, удостоверяющую, что они поставлены в известность о результатах проверки. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами проверки в целом или по отдельным фактам и выводам и (или) обратиться с письменным заявлением в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Если нет возможности получить подпись инспектируемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или директор Гимназии.

6.5. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического совета и (или) методических объединений педагогов-предметников, совещания при директоре, ин-дивидуальные беседы.

Результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических кадров на соответствие занимаемой должности.

6.6. Директор Гимназии по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

– об издании соответствующего приказа;

– об обсуждении итоговых материалов проверки коллегиальными органами управления Гимназией, методическими объединениями педагогических работников Гимназии;

– о проведении повторного инспектирования с привлечением отдельных специалистов (экспертов);

– иные решения в пределах своей компетенции.

6.7. О результатах проверки сведений, изложенных в обращении учащихся, их родителей (законных представителей), а также в обращении других граждан и организаций, им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки.