1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В своей деятельности ПМПк руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года, Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Семейным кодексом РФ, Уставом школы.

ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Целью ПМПк является обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного    учреждения    и    в    соответствии    со    специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

В задачи ПМПк школы входит:

выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

– подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в
специальном коррекционном учреждении;

выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;

анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

решение вопроса о создании в рамках школы условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное обучение на дому, экстернат и др.);

при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии — определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;

–           профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных
перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и
психологически адекватной образовательной среды;

–           подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие
ребенка,   динамику   его   состояния,    овладение    школьными   навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

–           организация взаимодействия между педагогическим коллективом
образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ, СОСТАВ ПМПк

Психолого-медико-педагогический  консилиум  создается  в  школе  по приказу директора.  В  состав ПМПк  входят заместитель директора по учебно- воспитательной  работе,  учителя,  врач-педиатр  (по договоренности),   учитель-логопед   и   (или)   педагог-психолог   и   другие специалисты. ПМПк определяет направления компенсирующе-развивающей работыс обучающимися. ПМПк работает во взаимодействии с психолого-медико-педагогической комиссией района.

Психолого-медико-педагогический консилиум – организационная форма, в рамках которой возможно:

психологическое   ознакомление   субъектов   учебно-воспитательного процесса с особенностями развития ребенка;

более тщательное,  объективное наблюдение и оценка педагогами различных сторон обучения и поведения детей.

выработка общего решения тех или иных проблем;

объединение усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного   процесса,   заинтересованных   в   успешном   обучении   и полноценном развитии детей и подростков;

– определение программы индивидуального развития ребенка;

– распределение   обязанности   и   ответственность   субъектов   учебно-
воспитательного процесса;

– координирование    действия     субъектов    учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.

4. ФУНКЦИИ ПМПк

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного     учреждения      с      согласия      родителей      (законных представителей).

Председатель   ПМПк   ставит   в   известность   родителей   (законных представителей)   и   специалистов   ПМПк   о   необходимости   обсуждения юле мы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

Медицинский    работник,     представляющий    интересы    ребенка    в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

Экспертно-диагностическая функция:

Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с детьми проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей) и, при желании, в их присутствии.

ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования (формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности), способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум.

Экспертные   аспекты          данной           функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской, социальной и правовой помощи.

Функция сопровождения

На основании данных диагностического исследования специалисты ПМПк определяют специальные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии. Определив образовательные потребности ребенка, специалисты консилиума разрабатывают определенный индивидуальный маршрут проблемного ребенка; дают рекомендации педагогам, родителям, ребенку; непосредственно воздействуют на личность учащегося в ходе собеседования. Эта работа сопровождает ребенка и его проблему до достижения стабильной положительной динамики.

Реабилитирующая функция

Данная функция предполагает защиту интересов ребенка и его семьи. Реабилитация может быть: семейной, в процессе которой педагог стремится повысить глазах родителей статус ребенка, как члена семьи; школьной, в процессе которой ПМПк способствует разрушению отрицательного стереотипа ребенка, сложившегося у педагогов, а также повышению его статуса в коллективе класса.

 

5.  ПОДГОТОВКА  И  ПРОВЕДЕНИЕ  ПМПк

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

Деятельность плановых консилиумов направлена на: анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети); определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с трудностями адаптации в данных образовательных условиях.

Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь — учителей, воспитателей), непосредственно работающих с ребенком.

Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Задачи внепланового консилиума следующие: решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, касающимся конкретного ребенка; внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения в случаях их неэффективности.

Периодичность ПМПк определяется реальным запросом школы на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии. Не реже одного раза в полугодие проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи.