Рабочая программа по учебному предмету "Физическая культура" 11 класс (девушки)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Место предмета « Физическая культура» в учебном плане
3. Планируемые результаты освоения предмета
4.Формы организации учебной деятельности
5. Виды контроля
6. Содержание учебного материала
7. Список литературы
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для учащихся 11 классов предназначена для реализации федерального компонента стандарта среднего общего образования и составлена на основе Комплексной пограммы физического воспитания. 1-11 классы В.И.Лях, А. А. Зданевича /Программа общеобразовательных учреждений. – М.: « Просвещение», 2011 г.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
1.Цели и задачи изучения предмета
• деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
• закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
• формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
• дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
2. Место предмета « Физическая культура» в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается в 11 классе из расчёта 3 ч в неделю. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа2010 г. № 889.
В приказе указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа рассчитана на 102 ч на один год обучения (по 3 ч в неделю
3. Планируемые результаты освоения предмета.
Объяснять:
1. Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
2. Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
1. Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
2. Особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
3. Особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
4. Особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
5. Особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
6. Особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
1. Личной гигиены и закаливания организма;
2. Организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
3. Культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
4. Профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
5. Экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
1. Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью; контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
2. Приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах; приемы массажа и самомассажа;
3. Занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов; судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
1. Индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
1. Уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
2. Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
3. Дозировку физической нагрузки и направленность воздействий.
Демонстрировать:
Двигательные умения, навыки и способности:
В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12-15 м) с использованием 4-шажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5X2,5 м с 10-12 м (девушки); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1X1м с 10 м (девушки).
В гимнастических и акробатических упражнениях:выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях, на бревне или разновысоких брусьях (девушки); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями:согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.
4.Формы организации учебной деятельности.
Содержание рабочей программы предполагает следующие формы организации образовательного процесса в гимназии:
Уроки физической культуры;
Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке: словесный; демонстрации; разучивания упражнений; совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств; игровой и соревновательный метод.
В работе используются разные формы организации деятельности учащихся на уроке – индивидуальная, групповая, фронтальная, поточная, круговая, дифференцированная и варьируются виды деятельности в рамках одного урока. В этом возрасте рекомендует-ся применять метод индивидуальных занятий, дополнительных упражнений, заданий поовладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, склонностей, физической и технико-тактической подготовленности.
5. Виды контроля.
В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развития физических способностей оценка успеваемости включает в себя виды контроля: промежуточный, текущий и итоговый.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Методика оценки успеваемости по основам знаний:
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя примеры из практики, своего опыта.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.
Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Методика оценки техники владения двигательными действиями (умениями, навыками):
Отметка «5» двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Отметка «4» двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно
легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Отметка «3» двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Методика оценивания способов (умений) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:
Отметка «5» учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Отметка «4» имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Отметка «3» учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.
6. Содержание учебного материала
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.Вариативнаячасть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.
Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп.
Распределение программного материала в 11 классах.
№ п/п
|
Вид программного материала |
Количество часов (уроков) |
1. |
Базовая часть
|
87 |
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока
|
1.2 |
Спортивные игры |
21 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
1.4 |
Легкая атлетика |
21 |
1.5 |
Лыжная подготовка |
18 |
1.6 |
Элементы единоборств |
9 |
2. |
Вариативная часть |
15 |
2.1 |
Связанный с региональными и национальными особенностями |
5 |
2.2 |
По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного из видов спорта |
10 |
Раздел 1 Легкая атлетика
Техника безопасности на уроках физкультуры и легкой атлетике. Низкий Старт, спринтерский бег. Прыжки в длину с 13-15 шагов. Низкий и высокий старт с ускорением до 40 метров. Метание гранаты на дальность, Прыжки в длину с разбега, Эстафетный бег, :6 , бег до 3 км, прыжки и многоскоги. Прыжки в высоту. 6 минутный бег, Бег до 2 км., старты из различных положений. Спринт- 100 м. .Бег по пересеченной местности.
Раздел 2 Спортивные игры
Баскетбол. Броски по кольцу с сопротивлением, игра по упрощенным правилам баскетбола. Варианты ловли мяча без сопротивлением и сопротивлением. Индивидуальные действия в защите и нападении. Защитные действия против игрока с мячом, вырывания, выбивание, перехват, накрывание. Стойка игрока, перемещения, остановка, повороты, ловля и передачи мяча из различных положений.
Волейбол, Комбинации из освоенных элементов техники: передвижения, остановка, прием мяча. Техника приема и передач мяча: в парах, тройках, группах учебная игра в волейбол. Прием мяча в движении. Техника приема и передач через сетку. Индивидуальные действия в защите и нападении. Групповые действия в нападении и защите, передача мяча в связках и комбинациях.
Раздел 3 Гимнастика
Техника безопасности на уроках по гимнастике, Брусья – толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь, вис углом, сед углом, Брусья – упор на одной ноге, махом соскок, комбинация, стойка на лопатках, Опорный прыжок, Прыжки со скакалкой, ОРУ с мячами. Строевые упражнения.
Раздел 4 Лыжная подготовка
Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке. Вкатывание: 2,5-3 км. Задание для самостоятельных занятий, Совершенствование техники попеременных ходов. Применение лыжных ходов в зависимости от рельефа. Преодоление подъемов, Коньковый ход Переход с хода на ход. Прохождение учебной дистанции до 5 км.
Легкая атлетика
Основная направленность |
11 класс (девушки) |
Совершенствование техники спринтерского бега |
Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег |
Совершенствование техники длительного бега |
Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Бег на 2000 м |
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега |
Прыжки в длину с 13—15 шагов разбега |
На совершенствование техникипрыжка в высотус разбега |
Прыжки в высоту с 9—11 шагов разбега |
Совершенствование техники метания вцель и на дальность |
Метание гранаты 300-500 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов сукороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; вгоризонтальную цель (2×2 м) с расстояния12—15 м, по движущейся цели (2×2 м) срасстояния 10—12 м. Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходныхположений с места, с 1-4 шагов вперед-вверх надальность. |
Развитие выносливости |
Длительный бег до20 мин. |
Развитие скоростно-силовых способностей |
Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., набивных мячей, круговая тренировка |
Развитие скоростных способностей |
Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов |
Развитие координационных способностей |
Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками |
На знания о физической культуре
|
Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения л/атлетических упражнений. Виды соревнований по л/атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Т.Б при занятиях л/атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований |
Совершенствование организаторских умений |
Выполнение обязанностей судьи по видам л/атлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками |
Самостоятельные занятия |
Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях л/а. |
Спортивные игры
Основная направленность |
11 класс (девушки) |
Баскетбол.Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек |
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений |
Совершенствование ловли и передач мяча |
Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях) |
Совершенствование техники ведения мяча |
Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
Совершенствование техники бросков мяча |
Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
Совершенствование техники защитных действий |
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание) |
Совершенствование техники перемещений, владения мячом. |
Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
Совершенствование тактики игры |
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей |
Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам |
Волейбол.Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек |
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений |
Совершенствование техники приема и передач мяча |
Варианты техники приема и передач мяча |
Совершенствование техники подач мяча |
Варианты подач мяча |
Совершенствование техники нападающего удара |
Варианты нападающего удара через сетку |
Совершенствование техники защитных действий |
Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка |
Совершенствование тактики игры |
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей |
Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам |
Гимнастика с элементами акробатики
Основная направленность |
11 класс (девушки) |
Совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов |
Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении |
Освоение и совершенствование опорных прыжков |
Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см) |
Развитие координационных способностей |
Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из освоенных элементов |
Комбинации ОРУ без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Упражнения на подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика |
|
Освоение и совершенствование висов и упоров |
Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толчком 2 ног вис углом. Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок. |
Развитие скоростно-силовых способностей |
Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метание набивного мяча |
Самостоятельные занятия |
Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль при занятиях гимнастическими упражнениями |
Лыжная подготовка
Основная направленность |
11 класс (девушки) |
Освоение техники лыжных ходов |
Переход с хода на ход. Преодоление подъемов ипрепятствий. Прохождение дистанциидо 5 км. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. |
На знания о физической культуре |
Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Т. при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях |
7. Список литературы
1. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классы. /Программы общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011.. Автор: В.И.Лях, А. А. Зданевич.
2. Учебник. Физическая культура 10-11 классы. Авторы: В.И.Лях, А. А. Зданевич.
– М.: «Просвещение» 2010.