Физика 11 класс

1.     Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по предмету «Физика» для учащихся 11-х классов предназначена для реализации федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и составлена на основе программы: В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова. Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. /Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010 г.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

üосвоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

üовладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

üразвитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

üвоспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

üиспользование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

          Предмет «Физика» относится к образовательной области «Естествознание».

На изучение предмета отведено 2 часа в неделю (68 часов в год). Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 6 зачетов.

Содержание программы связано с такими предметами, как химия, биология, физическая география, технология, ОБЖ.

В результате изучения учебного предмета «Физика» учащийся должен:

знать/понимать

üсмысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

üсмысл физических величин:скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

üсмысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

üвклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

üописывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

üотличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

üприводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

üвоспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

üобеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

üоценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

üрационального природопользования и защиты окружающей среды.

Содержание рабочей программы предполагает классно-урочную систему с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся: подготовка сообщений и докладов, выполнение экспериментальных и творческих заданий, заполнение обобщающих таблиц и схем.

Данная рабочая программа предполагает использование следующих видов контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль проводится в форме устного опроса, индивидуального выполнения задания. Текущий контроль проводится в форме физического диктанта, самостоятельной работы, теста. Итоговой формой контроля знаний является зачет по завершении темы (раздела).

2.     Содержание учебного материала

Электродинамика (продолжение) (10 ч)

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность.  Электромагнитное поле.

Лабораторные  работы:

 Наблюдение действия магнитного поля на ток. Изучение явления электромагнитной индукции.

 Колебания и волны (10 ч)

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн. Излучение электромагнитных волн.  Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Лабораторная  работа:

 Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Оптика (10 ч)

Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Лабораторные  работы:

Измерение показателя преломления стекла. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы. Измерение длины световой волны. Наблюдение интерференции и дифракции света. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

 Основы специальной теории относительности (3 ч)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

Квантовая физика(13 ч)

Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно – волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно – нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.

Лабораторная работа:

Изучение треков заряженных частиц.

Строение и эволюция Вселенной (10 ч)

Строение солнечной системы. Система «Земля – Луна». Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (1 ч)

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно – техническая революция. Физика и культура.

Лабораторная работа:

Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.

Обобщающее повторение (11 ч)

3.     Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе ЛПР

В том числе зачетных работ

Электродинамика (продолжение)

10

2

2

Колебания и волны

10

1

1

Оптика

10

5

1

Основы специальной теории относительности

3

 

 

Квантовая физика

13

1

2

Строение и эволюция Вселенной

10

 

 

Значение физики для понимания мира и развития производительных сил

1

1

 

Обобщающее  повторение

11

 

 

Итого

68

10

6

 

4.     Список литературы

1.     Основная

·        Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. М: Просвещение

·        Рымкевич А.П. Физика. Задачник 10-11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений/М: Дрофа

2.     Дополнительная

·        Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы: Учеб. пособие для учащихся. М: Просвещение

·        Зубов В.Г., Шальнов В.П. Задачи по физике: Пособие для самообразования. М: Наука

·        Сборник задач по физике: Для 10-11кл. общеобразоват. учреждений/Сост. Г.Н. Степанова. М: Просвещение

3.     Другие средства обучения

·        CD– диски:

1)    Уроки физики Кирилла и Мефодия

2)    Физика: Геометрическая оптика. ООО «Видеостудия «Кварт»»

3)    физика: Физика атома. ООО «Видеостудия «Кварт»»

4)    Физика: Магнетизм. ООО «Видеостудия «Кварт»»

5)    Физика: Диффузия. Поляризация. ООО «Видеостудия «Кварт»»

6)    Физика: Дифракция света. Интерференция света. Дисперсия и рассеивание света. Тепловое излучение. Физические основы квантовой теории. ООО «Видеостудия «Кварт»»

 

·        Материалы с сайта http://class-fizika.spb.ru