Физика 7 класс

1.     Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по предмету «Физика» для учащихся 7-х классов предназначена для реализации федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и составлена на основе программы: Е.М. Гутник,
А.В. Перышкин.  Физика. 7-9 классы. /Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. Составители: В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

üосвоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

üовладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

üразвитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

üвоспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

üиспользование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

          Предмет «Физика» относится к образовательной области «Естествознание».

На изучение предмета отведено 2 часа в неделю (68 часов в год). Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 4 контрольных работы

Содержание программы связано с такими предметами, как химия, биология, физическая география, технология, ОБЖ.

В результате изучения учебного предмета «Физика» учащийся должен:

знать/понимать

üсмысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

üсмысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

üсмысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

üописывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, инерция, передача давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузия;

üиспользовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

üпредставлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

üвыражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

üприводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

üрешать задачи на применение изученных физических законов;

üосуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

üиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Содержание рабочей программы предполагает классно-урочную систему с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся: подготовка сообщений и докладов, выполнение экспериментальных и творческих заданий, заполнение обобщающих таблиц и схем.

Данная рабочая программа предполагает использование следующих видов контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль проводится в форме устного опроса, индивидуального выполнения задания. Текущий контроль проводится в форме физического диктанта, самостоятельной работы, теста. Итоговой формой контроля знаний является контрольная работа по завершении темы (раздела).

2. Содержание учебного материала

Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешность измерений. Физика и техника.

Лабораторная работа:

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно – кинетических представлений.

Лабораторная работа:

Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

 Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Лабораторные работы:

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, газов, жидкостей (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы:

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. КПД механизма.

 Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

3.     Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе ЛПР

В том числе контрольных работ

Физика и физические методы изучения природы

4

1

 

Первоначальные сведения о строении вещества

5

1

1

Взаимодействие тел

21

7

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

3

1

Работа и мощность. Энергия.

13

2

1

Резервное время

2

 

 

Итого

68

14

4

4.     Список литературы

1.     Основная

·        Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб.для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа

·        Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа

·        Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

2.     Дополнительная

·        Контрольно измерительные материалы Физика – 7

·        Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. Ил

3.     Другие средства обучения

·        Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 кл. М.: Дрофа

·        CD-диск Уроки физики Кирилла и Мефодия – 7 класс

·         Материалы с сайта http://class-fizika.spb.ru