I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для реализации федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и составлена на основе программы: Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. Программа по геометрии. 11 класс. /Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Составитель: Т.А.Бурмистрова. – М.: «Просвещение», 2009.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели:
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
ü овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
ü интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
ü формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
ü воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета
На изучение предмета отводится по 2 часа в неделю, всего: 70 часов за учебный год.
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы. На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся11 класса
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
ü основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
ü формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
ü возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
ü роль аксиоматики в геометрии;
уметь:
ü соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
ü изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
ü решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
ü проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
ü вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
ü применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
ü строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
ü вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Формы организации учебной деятельности.
Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
Формы работы: фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа.
Методы работы: рассказ; объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий; дифференцированные задания, самостоятельная работа; взаимопроверка, дидактическая игра; решение проблемно-поисковых задач.
Виды контроля.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, графические диктанты, тесты). Итоговый контроль осуществляется в виде государственной итоговой аттестации.
II. Содержание учебного материала
Векторы в пространстве. Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах.
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела.Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
III.Тематический план
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
всего |
В том числе контрольных работ |
|
Раздел IV. Векторы в пространстве |
6 |
0 |
Тема 4.1. Понятие вектора в пространстве |
1 |
|
Тема 4.2. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число |
2 |
|
Тема 4.3. Компланарные векторы |
2 |
|
Зачет по теме |
1 |
|
Раздел V. Метод координат в пространстве. Движения. |
15 |
1 |
Тема 5.1. Координаты точки и координаты вектора |
6 |
|
Тема 5.2. Скалярное произведение векторов |
7 |
|
Контрольная работа №1 |
1 |
1 |
Зачет по теме |
1 |
|
Раздел VI. Цилиндр, конус и шар. |
16 |
1 |
Тема 6.1. Цилиндр |
3 |
|
Тема 6.2. Конус |
4 |
|
Тема 6.3. Сфера |
7 |
|
Контрольная работа №2 |
1 |
1 |
Зачет по теме |
1 |
|
Раздел VII. Объёмы тел. |
17 |
1 |
Тема 7.1. Объем прямоугольного параллелепипеда |
3 |
|
Тема 7.2. Объем прямой призмы и цилиндра |
2 |
|
Тема 7.3. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса |
5 |
|
Тема 7.4. Объем шара и площадь сферы |
5 |
|
Контрольная работа №3 |
1 |
1 |
Зачет по теме |
1 |
|
Повторение за курс 10-11 классов |
14 |
0 |
Всего |
68 |
3 |
IVСписок литературы
1.Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, – М,: Дрофа, 2004.
2. Сборник "Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 4-е изд. – 2004г.
3.Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе» №1-2005год;
4.Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.
5. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.
6. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М. Просвещение, 2013.
7. Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. – М.: Просвещение, 2013.
8. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2013.
9. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
10. А.П. Киселев. Элементарная геометрия. – М.: Просвещение, 1980;
11. Поурочные разработки по геометрии 11 класс (дифференцированный подход) – ООО «ВАКО», 2013