Информатика 9 класс
I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе
– федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года
– примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263)
– авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru).
Программа соответствует учебнику Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Учебник для 9 класса». Издательство «БИНОМ Лаборатория знаний» 2012г.
Цели изучения:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
– формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
– совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
– воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Место учебного предмета в учебном плане, количество часов, отведенное на изучение предмета, межпредметные связи
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 ч
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Требования к результатам обучения
В результате изучения учебного предмета «информатика и ИКТ» учащийся должен
знать/понимать:
– об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
– о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
– об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
– о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
– о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
– о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
– о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
– о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
уметь:
– приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
– кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
– переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
– записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
– записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
– проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
– формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
– формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
– использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
– составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
– создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
– создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
– оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
– создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
– читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
– создавать записи в базе данных;
– создавать презентации на основе шаблонов;
– использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
– проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
– искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
– передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
– пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
– организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Формы организации учебной деятельности
Содержание рабочей программы предполагает следующие формы проведения уроков: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся: тесты, самостоятельные, проверочные и практические работы, зачеты в конце логически законченных блоков учебного материала.
Виды контроля
Данная рабочая программа предполагает использование следующих видов контроля:
– входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
– промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
– проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
– итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля:
– тест;
– творческая практическая работа;
II. Содержание учебного материала
Математические основы информатики
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
· анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
· определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
· анализировать логическую структуру высказываний;
· анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
· переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
· выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
· строить таблицы истинности для логических выражений;
· вычислять истинностное значение логического выражения.
Моделирование и формализация
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:
· различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
· осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
· оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
· определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
· приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
· строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
· преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
· исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
· работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
· создавать однотабличные базы данных;
· осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
· осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Основы алгоритмизации
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
· приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
· придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
· выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
· определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
· анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
· определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
· осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
· сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
· исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
· преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
· строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
· строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
· составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
· составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
· составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
· строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
· строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
· анализировать готовые программы;
· определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
· выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
· программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
· разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
· разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
· разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
· разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
o нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
o подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
o нахождение суммы всех элементов массива;
o нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
o сортировка элементов массива и пр.
Обработка числовой информации в электронных таблицах
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Аналитическая деятельность:
· анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
· определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
· выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
· создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
· строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Аналитическая деятельность:
· выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
· анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
· приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
· анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
· осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
· определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
· проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
· создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
· проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
III. Тематический план
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
Всего |
В том числе ЛПР |
|
Введение |
1 |
– |
Раздел I. Математические основы информатики |
12 |
3,5 |
Раздел II. Моделирование и формализация |
8 |
1,5 |
Раздел III. Основы алгоритмизации |
12 |
4 |
Раздел IV. Начала программирования |
16 |
7 |
Раздел V. Обработка числовой информации в электронных таблицах |
6 |
2,5 |
Коммуникационные технологии |
10 |
1,5 |
Итоговое повторение |
3 |
– |
Итого: |
68 |
20 |
IV. Список литературы
1. Основная
1.1. учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс», в 2-х частях – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г.;
1.2. рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г;
1.3. Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php
2. Дополнительная
2.1. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.
2.2. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.
2.3. Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика.: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.
2.4. Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. – М.: Наука, 1985-352с.
2.5. Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
2.6. Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
2.7. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.
2.8. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)
2.9. Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
2.10.Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
2.11.Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
2.12.Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.
2.13.Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.