Информатика 9 класс

  I.   Пояснительная записка

 Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса  обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе

–         федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года

–         примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263)

–         авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru).

Программа соответствует учебнику Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Учебник для 9 класса». Издательство «БИНОМ Лаборатория знаний» 2012г.

Цели изучения:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

–           формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

–           совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

–           воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Место учебного предмета в учебном плане, количество часов, отведенное на изучение предмета, межпредметные связи

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе отводится 2 ч в неделю,  всего 68 ч

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Требования к результатам обучения

В результате изучения учебного предмета «информатика и ИКТ» учащийся должен

знать/понимать:

–       об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;

–       о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;

–       об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;

–       о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

–       о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

–       о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;

–       о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

–       о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

уметь:

–        приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;

–        кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

–        переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

–        записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

–        записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;

–        проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;

–        формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

–        формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

–        использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

–        составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

–        создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;

–        создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования;

–        оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

–        создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;

–        читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;

–        создавать записи в базе данных;

–        создавать презентации на основе шаблонов;

–        использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;

–        проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;

–        искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

–        передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

–        пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

–       создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

–       организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Формы организации учебной деятельности

Содержание рабочей программы предполагает следующие формы проведения уроков: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся: тесты, самостоятельные, проверочные и практические работы, зачеты в конце логически законченных блоков учебного материала.

Виды контроля

Данная рабочая программа предполагает использование следующих видов контроля:

–       входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

–       промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

–       проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

–       итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:

–       тест;

–       творческая практическая работа;

 

 

 

                                                                                                   II.            Содержание учебного материала

Математические основы информатики

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач.  Логические элементы.

 

Аналитическая деятельность:

·                   анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;

·                   определять диапазон целых чисел в  n-разрядном представлении;

·                   анализировать логическую структуру высказываний;

·                   анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

·                   переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

·                   выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

·                   строить таблицы истинности для логических выражений;

·                   вычислять истинностное значение логического выражения.

 

Моделирование и формализация

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

 

Аналитическая деятельность:

·                   различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

·                   осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

·                   оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

·                   определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

·                   приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

 

Практическая деятельность:

·                   строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

·                   преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

·                   исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

·                   работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

·                   создавать однотабличные базы данных;

·                   осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

·                   осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Основы алгоритмизации

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

·                   приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

·                   придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

·                   выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

·                   определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

·                   анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

·                   определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

·                   осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

·                   сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

·                   исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

·                   преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

·                   строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

·                   строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

·                   составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

·                   составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

·                   составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

·                   строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

·                   строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Начала программирования  на языке Паскаль

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Аналитическая деятельность:

·        анализировать готовые программы;

·        определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

·        выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

·        программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

·        разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

·        разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;

·        разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

·        разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

o   нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

o   подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

o   нахождение суммы всех элементов массива;

o   нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

o   сортировка элементов массива  и пр.

Обработка числовой информации в электронных таблицах

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Аналитическая деятельность:

·                   анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

·                   определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

·                   выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

·                   создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

·                   строить  диаграммы и графики в электронных таблицах.

 

Коммуникационные технологии

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.

Интернет. Браузеры.  Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,  компьютерные энциклопедии и справочники.  Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Аналитическая деятельность:

·                   выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

·                   анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

·                   приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

·                   анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.

Практическая деятельность:

·                   осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

·                   определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

·                   проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

·                   создавать с использованием конструкторов (шаблонов)  комплексные информационные объекты в виде веб-странички,  включающей графические объекты;

·                   проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.

 

 

 

                                                                                                                               III.            Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе ЛПР

Введение

1

Раздел I. Математические основы информатики

12

3,5

Раздел II. Моделирование и формализация

8

1,5

Раздел III. Основы алгоритмизации

12

4

Раздел IV. Начала программирования

16

7

Раздел V. Обработка числовой информации в электронных таблицах

6

2,5

Коммуникационные технологии

10

1,5

Итоговое повторение

3

Итого:

68

20

 

 

 

                                                                                                                               IV.            Список литературы

1.     Основная

1.1.                    учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ»  Базовый курс. 9 класс», в 2-х частях – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г.;

1.2.                    рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г;

1.3.                    Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php

2.     Дополнительная

2.1.      Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.

2.2.      Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.

2.3.      Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика.: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.

2.4.      Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. – М.: Наука, 1985-352с.

2.5.      Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

2.6.      Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

2.7.      Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.

2.8.      Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)

2.9.      Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2.10.Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2.11.Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

2.12.Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.

2.13.Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.