I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Рабочая программа учебного предмета «История России» предназначена для реализации  Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Программа составлена на основе  программы образовательных учреждений  авторов Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России.6-9 класс. –М: Просвещение, 2008 г.

2. Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

-воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

-освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

-овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

-формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

-применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

3. Предмет «история России» относится к образовательной области «гуманитарные науки».

     На изучение предмета отведено 34 часа.

     Содержание программы связано с такими предметами как: всеобщая история, география, литература.

4. В результате изучения учебного предмета «история России» учащийся должен

Знать/понимать:

 -смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепо­стничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный рас кол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн Iкрестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой;

 –даты важнейших событий социальных выступлений, военных походов и компаний; места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальни­ков, ученых, представителей культуры.

Уметь:

соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономическо­го, социального, духовного и политического развития;

-показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни ос­новных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

-объяснять значение понятий.

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

5 .Содержание рабочей программы предполагает следующие формы проведения уроков: комбинированный урок, ролевая игра, лабораторная работа, лекция с элементами беседы.

     При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с историческим источником, материалом учебника; составление синквейна, кластера; составление сложного плана; решение проблемных задач, подготовка сообщений, докладов, презентаций, решение кроссвордов.

6. Данная рабочая программа предполагает использование следующих видов контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль проводится в форме устного и письменного опроса, промежуточный контроль – проверочные работы в форме тестов. Итоговой формой контроля знаний является – итоговое тестирование.

2 . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

      Россия на рубеже XVI-XVII вв.

       Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Основные понятия темы: смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество,  интервенция, семибоярщина.

       Россия в первой половине XVII в.

       Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

        Россия во второй половине XVII в.

        Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.   Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. 

        Русская культура XVII в.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Повторение и обобщение.

Основные понятия темы

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка. Всероссийский рынок, протекционизм, крепостное право, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры.

        Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)

        Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.   Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина, Астраханское восстание, Башкирское восстание, религиозные выступления. Значения и последствия  народных выступлений. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Основные понятия темы: рекрутская система, «потешные войска», подушная подать, протекционизм, меркантилизм, ассамблеи, прелестные письма.

        Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)

        Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.  Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Основные понятия темы: кондиции, олигархия, фаворит, Дворянский банк

        Россия во второй половине XVIII в.

        Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Развитие капиталистического уклада. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. 

          Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.  Комиссия  для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.

         Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

       Русская культура второй половины XVIIIв.

      Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан. Итоговое обобщение.

Основные понятия: просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, ассигнации, классицизм, сентиментализм, деспотия.

III.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

Повторительно-обобщающих

Раздел I. Россия на рубеже XVIXVIIвеков

4

 

Тема 1. Введение

1

 

Тема 2. Внешняя и внутренняя политика Бориса Годунова

1

 

Тема 3. Смута

1

 

Тема 4. Окончание Смутного времени.

1

 

Раздел II. Россия в XVIIвеке

8

 

Тема1. Новые явления в экономике

1

 

Тема2. Сословия российского общества

1

 

Тема 3. Политическое развитие страны

1

 

Тема 4. Власть и церковь. Церковный раскол

1

 

Тема 5. Народные движения

1

 

Тема 6. Внешняя политика

1

 

Тема 7. Образование и культура в XVIIвеке

1

 

Тема 8. Сословный быт. Обычаи и нравы

1

 

Повторительно- обобщающий урок «Россия в XVIIвеке»

 

1

Раздел III. Россия в первой четверти XVIIIвека

7

 

Тема 1. Предпосылки петровских преобразований

      1

 

Тема 2. Петр I. Россия на рубеже веков.

1

 

Тема 3. Северная война

1

 

Тема 4. Реформы Петра I.

1

 

Тема 5. Экономика России в первой четверти 18 века

1

 

Тема 6. Народные движения в начале 18 века.

1

 

Тема 7. Изменения в культуре и быту в первой четверти 18 века.

1

 

Повторительно-обобщающий урок «Россия при Петре I».

 

1

Раздел IV. Россия в 1725-1762 гг.

4

 

Тема 1. Дворцовые перевороты

2

 

Тема 2. Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

 1

 

Тема 3. Внешняя политика в 1725-1762 гг.

1

 

Раздел V. Россия в 1762-1800 гг.

8

 

Тема 1. Внутренняя  политика Екатерины II

1

 

Тема 2. Креситьянская война под предводительством Пугачева

1

 

Тема 3. Экономическое развитие России во второй половине 18 века.

1

 

Тема 4. Внешняя политика Екатерины II.

1

 

Тема 5. Россия при  Павле I

1

 

Тема 6. Наука и образование.

1

 

Тема 7. Художественная культура

1

 

Тема 8. Быт и обычаи.

1

 

Повторительно-обобщающий урок «Россия во второй половине 18 века»

 

1

Итого

34 часа

 

 


 

IV. ЛИТЕРАТУРА

1.      А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России. Программа. 6 – 9 классы – М., Просвещение, 2008.

3.      А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России: конец XVI– XVIIIвек. Рабочая тетрадь. 7 класс.- М., Просвещение, 2010.

4.      Карты по истории России.

5.      Иллюстрации по новой истории и истории России.

6.      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// http://school-collection.edu.ru

Федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов// .http://fcior.edu.ru/