Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для реализации требований федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования и составлена на основе программы О.С.Габриеляна Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:
Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
Формированию умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
Требования к уровню подготовки учащихся
-включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного ,практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Учащиеся должны знать/ понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомологиия.
Понятия органическая химия, искусственные и синтетические соединения, основные положения ТХС Бутлерова, гомологический ряд, гомолог изомер, строение алканов способы получения и химические свойства, правила составления названий алканов, составление названий алкенов физические и химические свойства алкенов, виды изомерии; составление названий алкинов, виды изомерии способы получения и химические свойства; алкадиены строение свойства, виды изомерии применение алкадиенов, каучуки: ароматические углеводороды строение свойства, применение: природные источники углеводородов нефть её переработка. Кислородсодержащие органические вещества: спирты и фенолы строение свойства , одноатомные спирты, многоатомные спирты влияние спиртов на организм человека,применение. Альдегиды и кетоны строение свойства , применение; карбоновые кислоты строение и свойства; эфиры и жиры строение и свойства гидролиз и омыление жиров, применение. Углеводы их классификация и свойства . Моносахариды , дисахариды и полисахариды, свойства строение и применение. Азотсодержащие органические вещества амины аминокислоты и белки их строение свойства функции белков в организме, структуры белка, строение и свойства нуклеиновых кислот РНК ДНК их функции в организме. Гормоны лекарства витамины влияние на организм человека.
уметь:
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
-характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации ,ее представления в различных формах:
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
-приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
По источнику знаний:словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности:проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
жизни.
Виды и формы контроля.
Для оценки учебных достижений обучающихся используетсятекущий контроль в виде проверочных работ и тестов;тематический контроль в виде контрольных работ;итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, химический диктант, тестовый контроль, в том числе с компьютерной поддержкой, устные зачеты, практические и лабораторные работы, контрольная работа.
Рабочая программарассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю) в том числе для проведения контрольных работ -2часа практических работ 2 часа.
Учебно-методический комплекс
Наименование учебника |
Дополнительная учебная литература для учащихся |
Методическая литература для учителя |
Габриелян О.С. Химия .10класс. Базовый уровень учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Дрофа 2009 |
Габриелян О.С.Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. -М. :Дрофа 2010. |
Габриелян О.С.Контрольные и проверочные работы по химии 10 класс.-М.: Дрофа 2010. Габриелян О.С. Химия 10 класс : настольная книга учителя.-М.: Дрофа 2010
Радецкий А.М.Дидактический материал по химии для 10класса: пособие для учителя.-М.: Просвещение 2011. |
Тематический план
Содержание тем |
Количество часов |
||
|
всего |
В том числе ЛПР |
В том числе контрольных работ |
Тема №1«Введение» |
1 |
– |
– |
Тема №2«Теория строения органических веществ» |
2 |
– |
– |
Тема № 3«Углеводороды и их природные источники» |
8 |
– |
1 |
Тема №4«Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» |
10 |
– |
1 |
Тема №5«Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» |
6 |
1 |
– |
Тема №6 «Биологически активные органические соединения» |
4 |
– |
– |
Тема №7«Искусственные и синтетические полимеры» |
3 |
1 |
|
Содержание и тематическое планирование учебного материала
№ темы |
№ урока
|
Тема урока с элементами содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
оборудование |
|||
Тема 1«Введение» |
|
|||||||
1 |
1 |
Предмет органической химии. Сравнение органических веществ с неорганическими |
Понятия: органическая химия, природные искусственные и синтетические органические соединения |
Понимать особенности характеризующие органические соединения |
Предварительный |
|
|
|
Тема 2 «Теория строения органических веществ» |
|
|||||||
1 |
2 |
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. |
Понятие валентность |
Составлять структурные формулы органических веществ согласно валентности |
текущий |
Модели молекул органических веществ коллекция органических веществ шаро стержневые модели |
|
|
2 |
3 |
Основные положения теории химического строения органических веществ. |
Основные положения теории Бутлерова понятия :гомолог, гомологический ряд изомерия |
Понимать значение ТХС в современной химии составлять структурные формулы, формулы изомеров |
Текущий фронтальный опрос |
Модели молекул органических веществ коллекция органических веществ шаро стержневые модели
|
|
|
Тема 3 Углеводороды и их природные источники» |
|
|
|
|||||
1 |
4 |
Природный газ как топливо |
Основные компоненты природного газа области применения |
Характеризовать основные компоненты природного газа в процентном соотношении |
текущий |
Компьютерная презентация |
|
|
2 |
5 |
Алканы, строение , свойства, применение |
Общую формулу, гомологический ряд. Виды изомерии .Основные физические и химические свойства области применения |
Называть алканы по систематической номенклатуре составлять формулы изомеров записывать уравнения реакций ,осуществлять цепочки превращений. |
Фронтальный опрос работа по карточкам ,химический диктант |
Изготовление моделей алканов Плавление парафинов. |
|
|
3 |
6 |
Алкены, строение ,свойства, применение
|
Общую формулу, гомологический ряд. Виды изомерии .Основные физические и химические свойства области применения Качественную реакцию на кратную связь.
|
Называть алкены по систематической номенклатуре составлять формулы изомеров записывать уравнения реакций ,осуществлять цепочки превращений. |
Текущий самостоятельная работа |
Получение этилена и опыты с ним изготовление моделей алкенов. |
|
|
4 |
7 |
Алкадиены и каучуки. Строение свойства и применение. |
Общую формулу, гомологический ряд. Виды изомерии .Основные физические и химические свойства области применения |
Называть алкадиены по систематической номенклатуре составлять формулы изомеров записывать уравнения реакций ,осуществлять цепочки превращений. |
текущий |
Компьютерная презентация «Каучуки» |
|
|
5 |
8 |
Алкины. Строение свойства и применение. |
Общую формулу, гомологический ряд. Виды изомерии .Основные физические и химические свойства области применения |
Называть алкины по систематической номенклатуре составлять формулы изомеров записывать уравнения реакций ,осуществлять цепочки превращений. |
текущий |
|
|
|
6 |
9 |
Ароматические углеводороды .Бензол и его гомологи. |
Общую формулу, гомологический ряд. Виды изомерии .Основные физические и химические свойства области применения |
Записывать уравнения реакций, взаимное влияние атомов в молекуле сравнивать с предельными и непредельными углеводородами Осуществлять цепочки превращений |
Текущий самостоятельная работа, работа по дидактическому материалу. |
Компьютерная презентация. |
|
|
7 |
10 |
Нефть. Состав и переработка нефти. |
Важнейшие направления использования нефти в качестве сырья. Основные фракции переработки нефти. Реформинг крекинг, пиролиз. Марки бензинови количественные показатели их качества. |
Проводить поиск химической информации с использованием различных источников. |
Текущий работа по дидактическому материалу |
Коллекция «Нефть» Компьютерная презентация. |
|
|
8 |
11 |
Контрольная работа №1по теме: «Углеводороды» |
|
|
Контрольная работа |
|
|
|
Тема 4«Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» |
|
|
||||||
1 |
12 |
Спирты. Строение, свойства. Применение .Влияние на организм человека. |
Строение спиртов, гомологический ряд, общую формулу для одноатомных спиртов, виды изомерии, номенклатуру, способы получения и свойства применение и влияние спиртов на организм человека. |
Сравнивать обобщать , характеризовать свойства спиртов на основе анализа строения молекулы, записывать уравнения реакций осуществлять цепочки превращений. |
Текущий работа с дидактическим материалом |
Демонстрация :взаимодействие спирта с оксидом меди(2) растворимость спиртов. Взаимодействие с карбоновыми кислотами(получение эфиров» Компьютерная презентация «Влияние спиртов на организм человека» |
|
|
2 |
13 |
Многоатомные спирты. Строение свойства. Применение.Глицерин. |
Формулы этиленгликоля и глицерина строение свойства получение и применение |
Записывать уравнения реакций ,характеризовать свойства веществ. |
Текущий |
Качественная реакция на многоатомные спирты |
|
|
3 |
14 |
Каменный уголь. Фенол. |
Строение молекулы фенола, его способы получения и свойства области применения качественную реакцию на фенол. Каменный уголь области применения. Производные фенола. |
По строению молекулы предсказывать свойства, записывать уравнения реакций, характеризующие свойства фенола и его способы получения, осуществлять цепочки превращений |
Работа с дидактическим материалом .Фронтальный опрос. |
|
|
|
4 |
15 |
Альдегиды. Строение, способы получения, физические и химические свойства альдегидов. Области применения. |
Общую формулу, номенклатуру , строение карбонильной группы отличие альдегидов от кетонов важнейшие свойства способы получения и значение в природе и повседневной жизни , области применения. |
Характеризовать свойства основных представителей альдегидов, записывать уравнения реакций ,характеризующих свойства и способы получения альдегидов, записывать уравнения реакций. |
Текущий .Индивидуальная работа по карточкам. фронтальный опрос |
Демонстрация: получение альдегидов из спиртов, качественные реакции на альдегиды. |
|
|
5 |
16 |
Карбоновые кислоты.Строение, способы получения, физические и химические свойства . Области применения.
|
Общую формулу , строение карбоксильной группы, способы получения свойства, Значение карбоновых кислот в природе и в повседневной жизни. |
Характеризовать свойства основных представителей карбоновых кислот записывать уравнения реакций ,характеризующих свойства и способы получения записывать уравнения реакций. Осуществлять цепочки превращений |
Текущий. Индивидуальная работа с дидактическим материалом. |
Демонстрация Свойства карбоновых кислот взаимодействие с металлами, оксидами металлов , основаниями ,индикаторами, солями, спиртами. |
|
|
6 |
17 |
Сложные эфиры. Жиры . Строение свойства . Классификация жиров. Омыление жиров . Области применения эфиров и жиров. |
Строение сложных эфиров , отличия от простых эфиров, свойства физические и химические области применения. Строение жиров, свойства получение. Области применения. СМС Мыла. |
Характеризовать свойства эфиров и жиров . Записывать уравнения реакций. Применять полученные знания в практических целях. |
Текущий
|
Компьютерная презентация «Производство мыла и СМС» |
|
|
7 |
18 |
Углеводы. Их классификация. Значение углеводов в жизни человека. |
Общую формулу для углеводов. Классификацию, Значение углеводов для живых организмов и человека |
Уметь характеризовать углеводы по различным признакам |
Текущий |
Компьютерная презентация |
|
|
8 |
19 |
Моносахариды. Глюкоза. |
Формулы глюкозы и фруктозы молекулярную и структурную , циклические , свойства способы получения, химические и физические , нахождение в природе и роль в живых организмах |
Записывать формулы моносахаридов , характеризовать физические и химические свойства. Осуществлять цепочки превращений |
Текущий. Самостоятельная работа |
|
|
|
9 |
20 |
Дисахариды. Полисахариды крахмал и целлюлоза. |
Формулы сахарозы, крахмала и целлюлозы свойства химические и физические нахождение в природе и роль в живых организмах. Качественная реакция на крахмал. |
Записывать формулы сахарозы , крахмала и целлюлозы уравнения реакций ,характеризующих свойства и способы получения, уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения. |
Текущий
|
Демонстрация Качественная реакция на крахмал. |
|
|
10 |
21 |
Контрольная работа №2по теме : «Кислородсодержащие органические соединения. |
|
|
Контрольная работа |
|
|
|
Тема 5 «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» |
|
|
|
|||||
1 |
22 |
Амины. Строение и свойства. Получение . Применение. Анилин. |
Общую формулу аминов. Классификацию. Виды изомерии основы номенклатуры. Способы получения , свойства, области применения. Ароматические амины. Строение молекулы анилина. Физические и химические свойства .Практическое применение аминов. |
Проводить сравнение свойств аминов и аммиака. Записывать уравнения реакций ,характеризующих свойства аминов и способов получения, осуществлять цепочки превращений. Характеризовать свойства анилина и его способов получения. |
Текущий работа по дидактическому материалу. |
|
|
|
2 |
23 |
Аминокислоты, Получение свойства. Применение |
Строение молекулы аминокислоты , функциональные группы, номенклатура , виды изомерии, способы получение и применение . |
Предсказывать химические свойства аминокислот на основании строения,(амфотерность свойств) записывать уравнения реакций характеризующих свойства и получение , объяснять применение и биологическую функцию аминокислот. |
Текущий , фронтальный опрос |
|
|
|
3 |
24 |
Белки. Строение и свойства . Функции белков в организме. |
Строение белков, пептидная связь, структура белка. Получение . Свойства . Функции белков в организме. |
Характеризовать свойства белков ,записывать уравнения реакций объяснять биологическую роль белков. |
Текущий, самостоятельная работа. |
Компьютерная презентация |
|
|
4 |
25 |
Генетическая связь между классами органических соединений |
Основные классы органических соединений их свойства получение и применение. |
Осуществлять цепочки превращений записывать уравнения реакций. |
Работа по дидактическому материалу |
|
|
|
5 |
26 |
Нуклеиновые кислоты, Функции РНК и ДНК . Роль Нуклеиновых кислот в организме. |
Строение и важнейшие свойства нуклеиновых кислот их биологическая роль |
Давать характеристику ДНК И РНК использовать межпредметные связи с биологией и валеологией. |
Текущий фронтальный опрос |
Компьютерная презентация. |
|
|
6 |
27 |
Практическая работа №1 « Идентификация органических соединений» |
Правила обращения с химическими реактивами и нагревательными приборами правила поведения учащихся в химической лаборатории качественные реакции на органические вещества. |
Обращаться с химическим оборудованием и химическими реактивами проводить химический эксперимент |
Практическая работа. |
|
|
|
Тема 6«Биологически активные органические соединения» |
|
|
||||||
1 |
28 |
Ферменты |
Понятие «ферменты» биокатализаторы их роль в живых организмах |
Использовать полученные знания для практических целей. |
Беседа фронтальный опрос |
Компьютерная презентация учащихся |
|
|
2 |
29 |
Витамины |
Витамины микро и макроэлементы. Авитаминоз Классификация витаминов. Значение витаминов для здоровья человека |
Использовать полученные знания для практических целей. |
Беседа фронтальный опрос |
Компьютерная презентация учащихся |
|
|
3 |
30 |
Гормоны |
Гормоны их роль в организме человека важнейшие представители. |
Использовать полученные знания для практических целей. |
Беседа фронтальный опрос |
Компьютерная презентация учащихся |
|
|
4 |
31 |
Лекарства |
Классификация основные компоненты широко используемых человеком лекарств вред и польза. |
Использовать полученные знания для практических целей. |
Беседа фронтальный опрос |
Компьютерная презентация учащихся |
|
|
Тема 7«Искусственные и синтетические полимеры» |
|
|||||||
1 |
32 |
Искусственные полимеры |
|
|
|
|
|
|
2 |
33 |
Синтетические полимеры |
|
|
|
|
|
|
3 |
34 |
Практическая работа №2«Распознавание пластмасс и волокон» |
Правила обращения с химическими реактивами и нагревательными приборами правила поведения учащихся в химической лаборатории качественные реакции на органические вещества. |
Обращаться с химическим оборудованием и химическими реактивами проводить химический эксперимент |
Практическая работа |
|
|
|
|
Литература
Стандарт основного общего образования по химии.
Примерная программа основного общего образования по химии.
Программа курса химии для 8-11 классов ОУ / О.С.Габриелян.- 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя., – М.: Дрофа, 2004.
В.Г.Денисова. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриелянаидр.,.Волгоград: Учитель, 2008
О.С.Габриелян ,Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. Химия. 10 класс. Профильный уровень.: учеб.для ОУ – М.: Дрофа, 2005.
Химия 10 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2005.
Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / -М.: Прсвещение. 2004
Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / – М.: Экзамен, 2006
Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.
Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2006