Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для реализации требований федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования и составлена  на основе программы  О.С.Габриеляна  Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:

Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде

Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.

Формированию умения обращаться с химическими веществами, простейшими  приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.

Требования к уровню подготовки учащихся

 

-включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные  на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение  примеров практического  использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного ,практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов, овладение учащимися  способами интеллектуальной  и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными  в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учащиеся должны  знать/ понимать

 

Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомологиия.

Понятия органическая химия, искусственные и синтетические соединения, основные положения ТХС Бутлерова, гомологический ряд, гомолог изомер, строение алканов способы получения и химические свойства, правила составления названий  алканов, составление названий алкенов  физические и химические свойства алкенов, виды изомерии; составление названий алкинов, виды изомерии способы получения и химические свойства; алкадиены  строение свойства, виды изомерии применение алкадиенов, каучуки: ароматические углеводороды строение свойства, применение: природные источники углеводородов нефть её переработка. Кислородсодержащие органические вещества: спирты и фенолы строение свойства , одноатомные спирты, многоатомные спирты влияние спиртов на организм человека,применение. Альдегиды и кетоны строение свойства , применение; карбоновые кислоты строение и свойства; эфиры и жиры строение и свойства  гидролиз и омыление жиров, применение. Углеводы их классификация и свойства . Моносахариды , дисахариды и полисахариды, свойства строение и применение. Азотсодержащие органические вещества амины аминокислоты и белки их строение свойства функции белков  в организме, структуры белка, строение и свойства нуклеиновых кислот  РНК ДНК их функции в организме. Гормоны лекарства витамины  влияние на организм  человека.

уметь:

-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;

-характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от  различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

-проводить самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации ,ее представления в различных формах:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

-определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием;

-приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

 

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

 

Методы обучения:

По источнику знаний:словесные, наглядные, практические;

По уровню познавательной активности:проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

жизни.

 

 

Виды и формы контроля.

Для оценки учебных достижений обучающихся используетсятекущий контроль в виде проверочных работ и тестов;тематический контроль в виде  контрольных работ;итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.

Формы контроля:  фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, химический диктант,  тестовый контроль,  в том числе с компьютерной поддержкой, устные зачеты, практические и лабораторные работы, контрольная работа.

 

Рабочая программарассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю) в том числе для проведения контрольных работ -2часа практических работ 2 часа.

Учебно-методический комплекс

Наименование учебника

Дополнительная учебная литература  для учащихся

Методическая литература для учителя

Габриелян О.С.

Химия .10класс. Базовый уровень учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Дрофа 2009

Габриелян О.С.Органическая  химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. -М. :Дрофа 2010.

Габриелян О.С.Контрольные и проверочные работы по химии 10 класс.-М.: Дрофа 2010.

Габриелян О.С. Химия 10 класс : настольная книга учителя.-М.: Дрофа 2010

 

Радецкий А.М.Дидактический материал по химии для 10класса: пособие для учителя.-М.: Просвещение 2011.

 

                                    Тематический план

Содержание тем

Количество часов

 

всего

В том числе ЛПР

В том числе контрольных работ

Тема №1«Введение»

1

Тема №2«Теория строения органических веществ»

2

Тема № 3«Углеводороды и их природные источники»

8

1

Тема №4«Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»

 

10

1

Тема №5«Азотсодержащие соединения  и их нахождение в живой природе»

6

1

Тема №6 «Биологически активные  органические соединения»

4

Тема №7«Искусственные и синтетические полимеры»

3

1

 

Содержание и тематическое планирование  учебного материала

темы

урока

 

Тема урока с элементами содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

оборудование

 
 

Тема 1«Введение»

 

1

1

Предмет органической химии. Сравнение органических веществ с неорганическими

Понятия: органическая химия, природные искусственные и синтетические органические соединения

Понимать особенности характеризующие органические соединения

Предварительный

 

 

Тема 2 «Теория строения органических веществ»

 

1

2

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.

Понятие валентность

Составлять структурные формулы органических веществ  согласно валентности

текущий

Модели молекул органических веществ коллекция органических веществ шаро стержневые модели

 

2

3

Основные положения теории химического строения органических веществ.

Основные положения теории Бутлерова понятия :гомолог, гомологический ряд изомерия

Понимать значение ТХС в современной химии составлять структурные формулы, формулы изомеров

Текущий фронтальный опрос

Модели молекул органических веществ коллекция органических веществ шаро стержневые модели

 

 

Тема 3 Углеводороды и их природные источники»

 

 

 

1

4

Природный газ как топливо

Основные компоненты природного газа  области применения

Характеризовать основные компоненты природного газа в процентном соотношении

текущий

Компьютерная презентация

 

2

5

Алканы, строение , свойства, применение

Общую формулу, гомологический ряд. Виды изомерии .Основные физические и химические свойства области применения

Называть алканы по систематической номенклатуре  составлять формулы изомеров  записывать уравнения реакций ,осуществлять цепочки превращений.

Фронтальный опрос работа по карточкам ,химический диктант

Изготовление моделей алканов Плавление парафинов.

 

3

6

Алкены, строение ,свойства, применение

 

Общую формулу, гомологический ряд. Виды изомерии .Основные физические и химические свойства области применения Качественную реакцию на кратную связь.

 

Называть алкены по систематической номенклатуре  составлять формулы изомеров  записывать уравнения реакций ,осуществлять цепочки превращений.

Текущий самостоятельная работа

Получение этилена и опыты с ним изготовление моделей алкенов.

 

4

7

Алкадиены и каучуки. Строение свойства и применение.

Общую формулу, гомологический ряд. Виды изомерии .Основные физические и химические свойства области применения

Называть алкадиены по систематической номенклатуре  составлять формулы изомеров  записывать уравнения реакций ,осуществлять цепочки превращений.

текущий

Компьютерная презентация «Каучуки»

 

5

8

Алкины. Строение свойства и применение.

Общую формулу, гомологический ряд. Виды изомерии .Основные физические и химические свойства области применения

Называть алкины по систематической номенклатуре  составлять формулы изомеров  записывать уравнения реакций ,осуществлять цепочки превращений.

текущий

 

 

6

9

Ароматические углеводороды .Бензол и его гомологи.

Общую формулу, гомологический ряд. Виды изомерии .Основные физические и химические свойства области применения

Записывать уравнения реакций,  взаимное влияние атомов в молекуле сравнивать  с предельными и непредельными углеводородами Осуществлять цепочки превращений

Текущий самостоятельная работа,  работа по дидактическому материалу.

Компьютерная презентация.

 

7

10

Нефть. Состав и переработка нефти.

Важнейшие направления использования нефти в качестве сырья. Основные фракции переработки нефти. Реформинг  крекинг, пиролиз. Марки бензинови количественные показатели их качества.

Проводить поиск химической информации с использованием различных источников.

Текущий работа по дидактическому материалу

Коллекция «Нефть» Компьютерная презентация.

 

8

11

Контрольная работа №1по теме: «Углеводороды»

 

 

Контрольная работа

 

 

Тема 4«Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»

 

 

1

12

Спирты. Строение, свойства. Применение .Влияние на организм человека.

Строение спиртов, гомологический ряд, общую формулу для одноатомных спиртов, виды изомерии, номенклатуру, способы получения и свойства применение и влияние спиртов на организм человека.

Сравнивать обобщать , характеризовать свойства спиртов на основе анализа строения молекулы, записывать  уравнения реакций осуществлять цепочки превращений.

Текущий работа с дидактическим материалом

Демонстрация :взаимодействие спирта с оксидом меди(2) растворимость спиртов. Взаимодействие с карбоновыми кислотами(получение эфиров» Компьютерная презентация «Влияние спиртов на организм человека»

 

2

13

Многоатомные спирты. Строение свойства. Применение.Глицерин.

Формулы  этиленгликоля и глицерина  строение свойства получение и применение

Записывать уравнения реакций ,характеризовать свойства веществ.

Текущий

Качественная реакция на многоатомные спирты

 

3

14

Каменный уголь. Фенол.

Строение молекулы фенола, его способы получения и свойства области применения качественную реакцию на фенол. Каменный уголь  области применения. Производные фенола.

По строению молекулы предсказывать  свойства, записывать уравнения реакций, характеризующие свойства фенола и его способы получения, осуществлять цепочки превращений

Работа

 с дидактическим материалом  .Фронтальный опрос.

 

 

4

15

Альдегиды. Строение, способы получения, физические и химические свойства альдегидов. Области применения.

Общую формулу, номенклатуру , строение карбонильной группы  отличие альдегидов от кетонов важнейшие свойства способы получения и значение в природе и повседневной жизни , области применения.

Характеризовать свойства основных представителей альдегидов, записывать уравнения реакций ,характеризующих свойства и способы получения альдегидов, записывать уравнения реакций.

Текущий .Индивидуальная работа по карточкам. фронтальный опрос

Демонстрация: получение альдегидов из спиртов, качественные реакции на альдегиды.

 

5

16

Карбоновые кислоты.Строение, способы получения, физические и химические свойства . Области применения.

 

Общую формулу , строение карбоксильной группы, способы получения  свойства, Значение карбоновых кислот в природе и в повседневной жизни.

Характеризовать свойства основных представителей карбоновых кислот записывать уравнения реакций ,характеризующих свойства и способы получения  записывать уравнения реакций. Осуществлять цепочки превращений

Текущий. Индивидуальная работа с дидактическим материалом.

Демонстрация

Свойства карбоновых кислот взаимодействие с металлами, оксидами металлов , основаниями  ,индикаторами, солями, спиртами.

 

6

17

Сложные эфиры. Жиры . Строение свойства . Классификация жиров.  Омыление жиров . Области применения эфиров и жиров.

Строение сложных эфиров , отличия от простых эфиров, свойства физические и химические  области применения. Строение жиров, свойства получение. Области применения. СМС Мыла.

Характеризовать свойства эфиров и жиров . Записывать уравнения реакций. Применять полученные знания в практических целях.

Текущий

 

Компьютерная презентация «Производство мыла и СМС»

 

7

18

Углеводы. Их классификация. Значение углеводов в жизни человека.

Общую формулу для углеводов. Классификацию, Значение углеводов для живых организмов и человека

Уметь характеризовать углеводы по различным признакам

Текущий

Компьютерная презентация

 

8

19

Моносахариды. Глюкоза.

Формулы глюкозы и фруктозы молекулярную и структурную , циклические , свойства  способы получения, химические и физические , нахождение в природе и роль в живых организмах

Записывать формулы моносахаридов , характеризовать физические и химические свойства. Осуществлять цепочки превращений

Текущий. Самостоятельная работа

 

 

9

20

Дисахариды. Полисахариды крахмал и целлюлоза.

Формулы сахарозы, крахмала и целлюлозы свойства химические и физические  нахождение в природе и роль в живых организмах. Качественная реакция на крахмал.

Записывать формулы сахарозы , крахмала и целлюлозы  уравнения реакций ,характеризующих свойства и способы получения, уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения.

Текущий

 

Демонстрация

Качественная реакция на крахмал.

 

10

21

Контрольная работа №2по теме : «Кислородсодержащие органические соединения.

 

 

Контрольная работа

 

 

Тема 5  «Азотсодержащие  соединения и их нахождение в живой природе»

 

 

 

1

22

Амины. Строение и свойства. Получение . Применение. Анилин.

Общую формулу аминов. Классификацию.  Виды изомерии основы номенклатуры. Способы получения , свойства, области применения. Ароматические амины. Строение молекулы анилина. Физические и химические свойства .Практическое применение  аминов.

Проводить сравнение свойств аминов и аммиака. Записывать уравнения реакций ,характеризующих свойства аминов и способов получения, осуществлять цепочки превращений. Характеризовать свойства анилина и его способов получения.

Текущий работа по дидактическому материалу.

 

 

2

23

Аминокислоты, Получение свойства. Применение

Строение молекулы аминокислоты , функциональные группы, номенклатура , виды изомерии, способы получение и применение .

Предсказывать химические свойства аминокислот на основании строения,(амфотерность свойств) записывать уравнения реакций характеризующих свойства и получение , объяснять применение и биологическую  функцию аминокислот.

Текущий , фронтальный опрос

 

 

3

24

Белки. Строение и свойства . Функции белков в организме.

Строение  белков, пептидная связь, структура белка. Получение . Свойства . Функции белков в организме.

Характеризовать свойства белков ,записывать уравнения реакций  объяснять биологическую роль белков.

Текущий, самостоятельная работа.

 Компьютерная презентация

 

4

25

Генетическая связь  между классами органических соединений

Основные классы органических соединений  их свойства получение и применение.

Осуществлять цепочки превращений записывать уравнения реакций.

Работа по дидактическому материалу

 

 

5

26

Нуклеиновые кислоты, Функции РНК и ДНК . Роль Нуклеиновых кислот в организме.

Строение  и важнейшие свойства нуклеиновых кислот их биологическая роль

Давать характеристику ДНК И РНК  использовать межпредметные связи с биологией и валеологией.

Текущий фронтальный  опрос

Компьютерная презентация.

 

6

27

Практическая работа №1 « Идентификация органических соединений»

Правила обращения с химическими реактивами и нагревательными приборами правила поведения учащихся в химической лаборатории  качественные реакции на органические вещества.

Обращаться с химическим оборудованием и химическими реактивами проводить химический эксперимент

Практическая  работа.

 

 

Тема 6«Биологически активные органические соединения»

 

 

1

28

Ферменты

Понятие «ферменты» биокатализаторы их роль в живых организмах

Использовать полученные знания для практических целей.

Беседа фронтальный опрос

Компьютерная презентация учащихся

 

2

29

Витамины

Витамины микро и макроэлементы. Авитаминоз Классификация  витаминов. Значение витаминов для здоровья человека

Использовать полученные знания для практических целей.

Беседа фронтальный опрос

Компьютерная презентация учащихся

 

3

30

Гормоны

Гормоны их роль в организме человека важнейшие представители.

Использовать полученные знания для практических целей.

Беседа фронтальный опрос

Компьютерная презентация учащихся

 

4

31

Лекарства

Классификация основные компоненты широко используемых человеком лекарств вред и польза.

Использовать полученные знания для практических целей.

Беседа фронтальный опрос

Компьютерная презентация учащихся

 

Тема 7«Искусственные и синтетические полимеры»

 

1

32

Искусственные полимеры

 

 

 

 

 

2

33

Синтетические полимеры

 

 

 

 

 

3

34

Практическая работа №2«Распознавание пластмасс и волокон»

Правила обращения с химическими реактивами и нагревательными приборами правила поведения учащихся в химической лаборатории  качественные реакции на органические вещества.

Обращаться с химическим оборудованием и химическими реактивами проводить химический эксперимент

Практическая работа

 

 

               

 

 

Литература

Стандарт основного общего образования по химии.

Примерная программа основного общего образования по химии.

Программа  курса химии для 8-11 классов ОУ / О.С.Габриелян.- 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2007.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя., – М.: Дрофа, 2004.

В.Г.Денисова. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриелянаидр.,.Волгоград: Учитель, 2008

О.С.Габриелян ,Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. Химия. 10 класс. Профильный уровень.: учеб.для ОУ – М.:  Дрофа, 2005.

Химия 10 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2005.

Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / -М.: Прсвещение. 2004

Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / – М.: Экзамен, 2006

Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.

Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2006