Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для реализации требований федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования и составлена на основе программы О.С.Габриеляна Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
Изучение курса в 11 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
1. Освоение знаний о закономерностях строения и химических свойств органических соединений.
2. Овладение умениями использовать в быту элементарные химические знания.
3. Научиться оценивать опасности, связанные с использованием органических соединений.
Для достижения поставленных целей изучения химии в 11 классе необходимо решение следующих практических задач:
•сформировать представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
·Помочь овладеть методами научного познания для объяснения химических
явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
·сформировать убежденность в позитивной роли химии в развитии
современных технологий и получении новых материалов;
·научить применять полученные знаний для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Предполагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Химические знания станут основой
формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Общеучебными задачами курса являются:
1. Формирование у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке;
2. Демонстрация единства ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
3.Творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
4. Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
5. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
6. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития ключевых компетенций. В процессе изучения курса осуществляется формирование и развитие универсальных компетенций, которые отражают такие свойства личности как:
– Общение, т.е. формирование коммуникативных навыков и способностей, при решении поставленных задач через групповые формы работы. Толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог,
находить компромиссы.
– Самостоятельность и способность к самоорганизации; умение решать проблемы – умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый – результат. Этому способствуют практические и лабораторные работы.
– Готовность к сотрудничеству, развитие готовности к созидательной
деятельности, т.е.умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде, при подготовке командных коллажей и защите групповых проектов.
– Саморазвитие – способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление.
– Владение информационными технологиями – умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.
– Умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня
правовой культуры при решении вопросов экологической и здоровьесберегающей направленности.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) Контрольных работ 3. Практических 2.
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
По источнику знаний:словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности:проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
жизни.
Виды и формы контроля.
Для оценки учебных достижений обучающихся используетсятекущий контроль в виде проверочных работ и тестов;тематический контроль в виде контрольных работ;итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, химический диктант, тестовый контроль, в том числе с компьютерной поддержкой, устные зачеты, практические и лабораторные работы, контрольная работа.
Учебно-методический комплект
Наименование учебника |
Дополнительная учебная литература для учащихся |
Методическая литература для учителя |
Габриелян О.С. Химия .11класс.,Базовый уровень. учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Дрофа 2009 |
Рябов М.А.Тесты по химии к учебнику Габриелян О.С. «Химия 11 класс».-М.: Экзамен 2011.
Новошинский И.И.Типы химических задач и способы их решения 8-11 класс-М.:Оникс 21век,2007-2009. |
Габриелян О.С.Контрольные и проверочные работы по химии 11класс.-М.: Дрофа 2010. Габриелян О.С. Химия 11 класс : настольная книга учителя.-М.: Дрофа 2010 Некрасова Л.И. Химия .11 класс: Карточки заданий к учебнику Габриелян О.С.-Саратов :Лицей 2012.
|
Тематический план
Содержание тем |
Количество часов |
||
|
всего |
В том числе ЛПР |
В том числе контрольных работ |
Тема №1«Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева» |
3 |
– |
– |
Тема №2«Строение вещества» |
14 |
1 |
1 |
Тема № 3«Химические реакции» |
8 |
– |
1 |
Тема №4«Вещества и их свойства» |
9 |
1 |
1 |
Содержание и тематическое планирование учебного материала
№ темы |
№ урока
|
Тема урока с элементами содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
оборудование |
||
Тема 1«Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева» |
|
||||||
1 |
1 |
Строение атома |
Современные представления о строении атома ядро и электронная оболочка сущность понятия «электронная орбиталь», формы орбиталей, Взаимосвязь номер уровня и энергия электрона протоны и нейтроны |
Изображать строение атома характеризовать виды электронных облаков пользоваться ПСХЭ на основании ПСХЭ вычислять протоны и нейтроны |
текущий |
ПСХЭ компьютерная презентация. |
|
2 |
2 |
Электронная конфигурация атомов |
Порядок заполнения энергетических уровней электронные конфигурации Электронная классификация элементов
|
Составлять электронные формулы атомов. |
Текущий фронтальный опрос |
ПСХЭ |
|
3 |
3 |
Периодический закон и Периодическая система химических Элементов Д.И. Менделеева. |
|
|
|
|
|
Тема 2«Строение вещества |
|
||||||
1 |
4 |
Типы химической связи Ионная связь. |
Классификацию химической связи и характеристики каждого из них. Механизм образования ионной связи . катионы, анионы. |
Характеризовать свойства веществ по типу химической связи. |
Текущий работа с дидактическим материалом. |
ПСХЭ |
|
2 |
5 |
Ковалентная химическая связь |
Её классификация полярная неполярная донорно-акцепторная как разновидность ковалентной механизм образования связей. |
Уметь составлять схемы образования веществ с ковалентной связью и характеризовать свойства веществ. |
Текущий |
ПСХЭ |
|
3 |
6 |
Металлическая связь. Свойства металлов. |
Металлическая кристаллическая решётка, свободные электроны свойства металлов обусловленные наличием металлической связи |
Характеризовать свойства металлов на основании строения |
Текущий самостоятельная работа |
Кристаллические решётки веществ с различным типом связи |
|
4 |
7 |
Водородная связь |
Схему образования водородной связи, понятие «электроотрицательность» |
Записывать схему образования водородной связи ,характеризовать свойства веществ с водородной связью |
текущий |
ПСХЭ |
|
5 |
8 |
Полимеры |
Понятия «полимер, мономер, структурное звено» их строение ,классификация, способы получения. Свойства полимеров и их практическое применение. |
Записывать уравнения полимеризации и поликонденсации характеризовать свойства полимеров и их практическое применение. |
Текущий фронтальный опрос |
Компьютерная презентация. |
|
6 |
9 |
Пластмассы и волокна. |
Характеристики пластмасс и волокон (натуральные животные и растительные синтетические ) способы получения Свойства и области применения. |
Характеризовать пластмассы и волокна находить отличительные признаки применять полученные знания в практических целях. |
Текущий домашняя самостоятельная работа по вариантам |
Компьютерная презентация |
|
7 |
10 |
Газообразное состояние вещества. |
Свойства газов кислорода аммиака метана водорода углекислого газа этилена способы их получения , собирания и распознавания, основные области применения |
Характеризовать газы по свойствам, записывать уравнения реакций характеризующих их свойства и способы получения. Различать собирать и определять газы опытным путём |
Текущий домашняя самостоятельная работа |
Компьютерная презентация |
|
8 |
11 |
Загрязнение атмосферы и борьба с ним. |
|
|
|
|
|
9 |
12 |
Практическая работа №1«Получение собирание и распознавание газов» |
Правила техники безопасности и работы с химическими реактивами и нагревательными приборами. |
Проводить химический эксперимент. |
Практическая работа |
|
|
10 |
13 |
Жидкое состояние вещества |
Химический состав веществ. Вода. Её роль в природе и для живых организмов Круговорот воды в природе. Растворы. |
Характеризовать вещества , находящиеся в жидком состоянии. Объяснять круговорот воды в природе. |
Текущий фронтальный опрос. |
Компьютерная презентация. |
|
11 |
14 |
Твёрдое состояние вещества |
Кристаллические структуры вещества . Кристаллические решётки и их виды , свойства веществ в твёрдом состоянии. |
|
|
|
|
12 |
15 |
Дисперсные системы |
Дисперсная система фаза , среда. Коллоидные системы, суспензии и эмульсии. Свойства растворов и коллоидных систем .Эффект Тиндаля. |
Характеризовать дисперсные системы растворы и коллоидные системы. |
Текущий |
|
|
13 |
16 |
Состав вещества и смесей. Решение задач |
Способы разделения смесей Физическую и химическую теорию растворов. Формулы для расчётных задач |
Вычислять массовую и объёмную долю компонентов в смеси Массовую долю вещества в растворе. |
Фронтальный опрос работа с дидактическим материалом. |
|
|
14 |
17 |
Контрольная работа №1по теме «Строение вещества» |
|
|
Контрольная работа. |
|
|
Тема 3 «Химические реакции» |
|
||||||
1 |
18 |
Реакции . идущие без изменения состава вещества. |
Химические реакции, суть химических процессов. Аллотропия. |
Устанавливать принадлежность конкретных реакций к данному типу. |
Текущий |
|
|
2 |
19 |
Реакции. Идущие с изменением состава вещества |
Химические реакции, суть химических процессов Классификация .Экзо-эндо термические, соединения , разложения, обмена замещения. По фазовому состоянию, по участию катализатора, по направлению.
|
Устанавливать принадлежность конкретных реакций к данному типу. |
Текущий работа с дидактическим материалом. |
|
|
3 |
20 |
Скорость химических реакций , факторы влияющие на скорость реакции
|
Понятие «скорость реакции» формулы для определения гомогенных и гетерогенных реакций факторы, влияющие на скорость реакции. |
Записывать формулы для определения скорости, предсказывать изменение скорость реакций с учётом факторов. |
Самостоятельная работа текущий. |
|
|
4 |
21 |
Химическое равновесие. Обратимость химических реакций, факторы , влияющие на смещение химического равновесия. |
Химическое равновесие . Условия его смещения. |
Анализировать направление смещения равновесия при изменении концентрации , давления и температуры. |
Текущий. |
|
|
5 |
22 |
Роль воды в химических реакциях. |
Понятия «электролиты и неэлектролиты» примеры сильных и слабых электролитов роль воды в химических реакциях сущность механизма диссоциации. Основные положения ТЭД. |
Уметь записывать уравнения диссоциации .Ступенчатую диссоциацию. |
Текущий. Работа с дидактическим материалом. |
|
|
6 |
23 |
Гидролиз органических и неорганических веществ. |
Гидролиз и его типы. Реакция среды индикаторы. Гидролиз органических веществ. |
Составлять уравнения гидролиза. Определять характер среды. |
Фронтальный опрос |
|
|
7 |
24 |
Окислительно-восстановительные реакции
|
Понятия «окислитель и восстановитель , окисление и восстановление отличительные признаки ОВР. |
Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса. |
Текущий. |
ПСХЭ |
|
8 |
25 |
Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции» |
|
|
Контрольная работа |
|
|
Тема 4« Вещества и их свойства» |
|
||||||
1 |
26 |
Металлы |
Основные металлы и их свойства . Положение металлов в ПСХЭ особенности строения атомов металлов. Физические свойства. Способы получения. Области применения. Коррозия. |
Записывать строение атомов металлов, уравнения реакций, характеризующих свойства составлять ОВР .Понимать суть металлургического процесса. Использовать теоретические знания в практических целях. |
Текущий |
Компьютерная презентация. ПСХЭ |
|
2 |
27 |
Неметаллы |
Основные неметаллы и их свойства . Положение неметаллов в ПСХЭ особенности строения атомов неметаллов. Физические свойства. Способы получения. Области применения. Аллотропия |
Характеризовать свойства неметаллов опираясь на их положение в ПСХЭ. Записывать уравнения реакций , осуществлять цепочки превращений. |
Текущий |
Компьютерная презентация. ПСХЭ |
|
3 |
28 |
Кислоты органические и неорганические |
Классификацию и номенклатуру кислот их способы получения свойства области применения. |
Характеризовать их свойства записывать уравнения реакций , составлять ОВР, осуществлять цепочки превращений. |
Текущий |
Демонстрация взаимодействие с металлами , оксидами металлов, основаниями, солями. Действие индикаторов. |
|
4 |
29 |
Основания органические и неорганические |
Классификацию и номенклатуру оснований их способы получения свойства области применения. |
Характеризовать их свойства записывать уравнения реакций , составлять ОВР, осуществлять цепочки превращений. |
Текущий |
Демонстрация взаимодействие с индикаторами с кислотами с солями |
|
5 |
30 |
Соли |
Классификацию и номенклатуру солей их способы получения свойства области применения. |
Характеризовать их свойства записывать уравнения реакций , составлять ОВР, осуществлять цепочки превращений. |
Текущий |
Демонстрация Взаимодействие кислотами основаниями. |
|
6 |
31 |
Решение задач |
Формулы для расчётных задач. |
Производить вычисления и решать задачи |
Текущий. Работа с дидактическим материалом. |
|
|
7 |
32 |
Генетическая связь между классами соединений. |
Знать свойства и способы получения всех классов соединений органических и неорганических. |
Записывать уравнения реакций в молекулярном виде, ионном, составлять ОВР |
Текущий. Работа с дидактическим материалом. |
|
|
8 |
33 |
Практическая работа №2 « Решение экспериментальных задач» |
Правила техники безопасности и работы с химическими реактивами и нагревательными приборами. |
Проводить химический эксперимент. |
Практическая работа |
|
|
9 |
34 |
Контрольная работа №3 по теме «Вещества и их свойства» |
|
|
Контрольная работа |
|
|
Литература
1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия. 11 класс.: Методическое пособие. — М.: Дрофа (2006 г.).
2. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 класс. Методическое пособие. — М.: Дрофа.
3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл. — М.: Дрофа, 2004.
4. Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.: В 2 ч. — М.: Дрофа, 2004—2004.
5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа, 2003—2005.
6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа, 2003—2005.
7. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 11»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2007.
8. Химия. 11 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2007.
9. Габриелян О. С., Решетов П. В., Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к единому государственному экзамену. — М.: Дрофа, 2009.
10. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. — М.: Дрофа, 2008.
11. Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. 11 кл. — М.: Дрофа, 2008.
12. Габриелян О. С. Методические рекомендации по использованию учебников О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина «Химия. 11» и О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11» при изучении химии на базовом и профильном уровне. — М.: Дрофа, 2006.
13.Стандарт основного общего образования по химии.
14.Примерная программа основного общего образования по химии.
15.Программа курса химии для 8-11 классов ОУ / О.С.Габриелян.- 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2007