Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для реализации требований федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования и составлена  на основе программы  О.С.Габриеляна  Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

Изучение курса в 11 классе  направлено на достижение следующих целей и задач:

1.    Освоение знаний о закономерностях строения и химических свойств органических соединений.

2.    Овладение умениями использовать в быту элементарные химические знания.

3.    Научиться оценивать опасности, связанные с использованием органических соединений.

Для достижения поставленных целей изучения химии в 11 классе необходимо решение следующих практических задач:

•сформировать представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

·Помочь овладеть методами научного познания для объяснения химических

явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

·сформировать убежденность в позитивной роли химии в развитии

современных технологий и получении новых материалов;

·научить применять полученные знаний для безопасного использования

веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Предполагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Химические знания станут основой

формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Общеучебными задачами курса являются:

1. Формирование  у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке;

2. Демонстрация единства ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

3.Творческое решение учебных и практических задач: умение

мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

4. Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

5. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

6. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития ключевых компетенций.  В процессе изучения курса осуществляется формирование и развитие универсальных компетенций, которые отражают такие свойства личности как:

– Общение, т.е. формирование  коммуникативных навыков и способностей, при решении  поставленных задач через групповые формы работы. Толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог,
находить компромиссы.

– Самостоятельность и способность к самоорганизации; умение решать проблемы – умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый – результат. Этому способствуют практические и лабораторные работы.

– Готовность к сотрудничеству, развитие готовности к созидательной
деятельности, т.е.умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде, при подготовке командных коллажей и защите групповых проектов.

– Саморазвитие – способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление.

– Владение информационными технологиями – умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.

– Умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня
правовой культуры при решении вопросов экологической и здоровьесберегающей направленности.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) Контрольных работ 3. Практических 2.

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

Методы обучения:

По источнику знаний:словесные, наглядные, практические;

По уровню познавательной активности:проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

жизни.

Виды и формы контроля.

Для оценки учебных достижений обучающихся используетсятекущий контроль в виде проверочных работ и тестов;тематический контроль в виде  контрольных работ;итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.

Формы контроля:  фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, химический диктант,  тестовый контроль,  в том числе с компьютерной поддержкой, устные зачеты, практические и лабораторные работы, контрольная работа.

Учебно-методический комплект

Наименование учебника

Дополнительная учебная литература  для учащихся

Методическая литература для учителя

Габриелян О.С.

Химия .11класс.,Базовый уровень. учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Дрофа 2009

Рябов М.А.Тесты по химии к учебнику Габриелян О.С. «Химия 11 класс».-М.: Экзамен 2011.

 

Новошинский И.И.Типы химических задач и способы их решения 8-11 класс-М.:Оникс 21век,2007-2009.

Габриелян О.С.Контрольные и проверочные работы по химии 11класс.-М.: Дрофа 2010.

Габриелян О.С. Химия 11 класс : настольная книга учителя.-М.: Дрофа 2010

Некрасова Л.И. Химия .11 класс: Карточки заданий к учебнику Габриелян О.С.-Саратов :Лицей 2012.

 

 

Тематический план

Содержание тем

Количество часов

 

всего

В том числе ЛПР

В том числе контрольных работ

Тема №1«Строение атома  и периодический закон Д.И. Менделеева»

3

Тема №2«Строение вещества»

14

1

1

Тема № 3«Химические реакции»

8

1

Тема №4«Вещества и их свойства»

 

9

1

1

 

 

Содержание и тематическое планирование  учебного материала

темы

урока

 

Тема урока с элементами содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

оборудование

 
 

Тема 1«Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева»

 

1

1

Строение атома

Современные представления о строении атома  ядро  и электронная оболочка сущность понятия «электронная орбиталь», формы орбиталей, Взаимосвязь номер уровня и энергия электрона протоны и нейтроны

Изображать строение атома характеризовать виды  электронных облаков   пользоваться ПСХЭ  на основании ПСХЭ вычислять протоны и нейтроны

текущий

ПСХЭ  компьютерная презентация.

 

2

2

Электронная конфигурация атомов

Порядок заполнения энергетических уровней  электронные конфигурации Электронная классификация элементов

 

 

Составлять электронные формулы  атомов.

Текущий фронтальный опрос

ПСХЭ

 

3

3

Периодический закон и Периодическая система химических Элементов Д.И.  Менделеева.

 

 

 

 

 

Тема 2«Строение вещества

 

1

4

Типы химической связи Ионная связь.

Классификацию химической связи и характеристики каждого из них.  Механизм образования ионной связи . катионы, анионы.

Характеризовать свойства веществ по типу химической связи.

Текущий работа с дидактическим материалом.

ПСХЭ

 

2

5

Ковалентная химическая связь

Её классификация полярная неполярная донорно-акцепторная как разновидность ковалентной  механизм образования связей.

Уметь составлять схемы образования  веществ с ковалентной связью и характеризовать свойства веществ.

Текущий

ПСХЭ

 

3

6

Металлическая  связь. Свойства металлов.

Металлическая кристаллическая решётка, свободные электроны свойства металлов обусловленные наличием металлической связи

Характеризовать свойства металлов на основании строения

Текущий самостоятельная работа

Кристаллические решётки веществ с различным  типом связи

 

4

7

Водородная связь

Схему образования водородной связи, понятие «электроотрицательность»

Записывать схему образования водородной связи ,характеризовать свойства  веществ с водородной связью

текущий

ПСХЭ

 

5

8

Полимеры

 Понятия «полимер, мономер, структурное звено» их строение ,классификация, способы получения. Свойства полимеров и их практическое применение.

Записывать уравнения полимеризации и поликонденсации  характеризовать свойства полимеров и их практическое применение.

Текущий  фронтальный опрос

Компьютерная презентация.

 

6

9

Пластмассы и волокна.

Характеристики пластмасс и волокон (натуральные животные и растительные синтетические ) способы получения

Свойства и области применения.

Характеризовать пластмассы и волокна  находить отличительные признаки применять полученные знания в практических целях.

Текущий

домашняя  самостоятельная работа  по вариантам

Компьютерная презентация

 

7

10

Газообразное состояние вещества.

Свойства газов кислорода аммиака метана водорода углекислого газа этилена способы их получения , собирания и распознавания, основные области применения

Характеризовать газы  по свойствам, записывать уравнения реакций характеризующих их свойства и способы получения. Различать собирать и определять газы опытным путём

Текущий домашняя самостоятельная работа 

Компьютерная презентация

 

8

11

Загрязнение атмосферы и борьба с ним.

 

 

 

 

 

9

12

Практическая работа №1«Получение собирание и распознавание газов»

Правила техники безопасности и работы с химическими реактивами и нагревательными приборами.

Проводить химический эксперимент.

Практическая работа

 

 

10

13

Жидкое состояние вещества

Химический состав веществ. Вода. Её роль в природе и для живых организмов  Круговорот воды в природе. Растворы.

Характеризовать вещества , находящиеся в жидком состоянии. Объяснять круговорот воды в природе.

Текущий фронтальный опрос.

Компьютерная презентация.

 

11

14

Твёрдое состояние вещества

Кристаллические структуры вещества . Кристаллические решётки и их виды , свойства веществ в твёрдом состоянии.

 

 

 

 

12

15

Дисперсные системы

Дисперсная система  фаза , среда. Коллоидные системы, суспензии и эмульсии. Свойства растворов и коллоидных систем .Эффект Тиндаля.

Характеризовать дисперсные системы растворы и коллоидные системы.

Текущий

 

 

13

16

Состав вещества  и смесей. Решение задач

Способы разделения  смесей Физическую и химическую теорию растворов. Формулы для расчётных задач

Вычислять массовую и объёмную долю компонентов в смеси  Массовую долю вещества в растворе.

Фронтальный опрос  работа с дидактическим материалом.

 

 

14

17

Контрольная работа №1по теме «Строение вещества»

 

 

Контрольная работа.

 

 

 

Тема 3 «Химические реакции»

 

1

18

Реакции . идущие без изменения состава вещества.

Химические реакции, суть химических процессов. Аллотропия.

Устанавливать принадлежность конкретных реакций к данному типу.

Текущий

 

 

2

19

Реакции. Идущие с изменением состава вещества

Химические реакции, суть химических процессов Классификация .Экзо-эндо термические, соединения , разложения, обмена замещения. По фазовому состоянию, по участию катализатора, по направлению.

 

Устанавливать принадлежность конкретных реакций к данному типу.

Текущий работа с дидактическим материалом.

 

 

3

20

Скорость химических реакций , факторы влияющие на скорость реакции

 

 

Понятие «скорость реакции» формулы для определения гомогенных и гетерогенных реакций факторы, влияющие на скорость реакции.

Записывать формулы для определения скорости, предсказывать изменение скорость  реакций с учётом факторов.

Самостоятельная работа  текущий.

 

 

4

21

Химическое равновесие. Обратимость химических реакций, факторы , влияющие на смещение химического равновесия.

Химическое равновесие . Условия его смещения.

Анализировать направление смещения равновесия  при изменении концентрации , давления и температуры.

Текущий.

 

 

5

22

Роль воды в химических реакциях.

Понятия «электролиты и неэлектролиты» примеры сильных и слабых  электролитов роль воды в химических реакциях  сущность механизма диссоциации. Основные положения ТЭД.

Уметь записывать уравнения диссоциации .Ступенчатую диссоциацию.

Текущий. Работа с дидактическим материалом.

 

 

6

23

Гидролиз органических и неорганических веществ.

Гидролиз и его типы. Реакция среды индикаторы. Гидролиз органических веществ.

Составлять уравнения гидролиза. Определять характер среды.

Фронтальный опрос

 

 

7

24

Окислительно-восстановительные реакции

 

Понятия «окислитель и восстановитель , окисление и восстановление  отличительные признаки ОВР.

Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса.

Текущий.

ПСХЭ

 

8

25

Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции»

 

 

Контрольная работа

 

 

Тема 4« Вещества и их свойства»

 

1

26

Металлы

Основные металлы и их свойства . Положение металлов в ПСХЭ особенности строения атомов  металлов. Физические свойства. Способы получения. Области применения. Коррозия.

Записывать строение атомов металлов,  уравнения реакций, характеризующих свойства составлять ОВР .Понимать суть металлургического процесса. Использовать теоретические знания в практических целях.

Текущий

Компьютерная презентация. ПСХЭ

 

2

27

Неметаллы

Основные неметаллы и их свойства . Положение неметаллов в ПСХЭ особенности строения атомов  неметаллов. Физические свойства. Способы получения. Области применения. Аллотропия

Характеризовать свойства неметаллов  опираясь на их положение в ПСХЭ. Записывать уравнения реакций , осуществлять цепочки превращений.

Текущий

Компьютерная презентация. ПСХЭ

 

3

28

Кислоты органические и неорганические

Классификацию и номенклатуру кислот  их способы получения свойства области применения.

Характеризовать их свойства записывать уравнения реакций , составлять ОВР, осуществлять цепочки превращений.

Текущий

Демонстрация взаимодействие с металлами , оксидами металлов, основаниями, солями. Действие индикаторов.

 

4

29

Основания органические и неорганические

Классификацию и номенклатуру оснований  их способы получения свойства области применения.

Характеризовать их свойства записывать уравнения реакций , составлять ОВР, осуществлять цепочки превращений.

Текущий

Демонстрация

взаимодействие с индикаторами  с кислотами с солями

 

5

30

Соли

Классификацию и номенклатуру солей  их способы получения свойства области применения.

Характеризовать их свойства записывать уравнения реакций , составлять ОВР, осуществлять цепочки превращений.

Текущий

Демонстрация

Взаимодействие  кислотами основаниями.

 

6

31

Решение задач

Формулы для расчётных задач.

Производить вычисления и решать задачи

Текущий. Работа с дидактическим материалом.

 

 

7

32

Генетическая связь между классами соединений.

Знать свойства и способы получения всех классов соединений органических и неорганических.

Записывать уравнения реакций в молекулярном виде, ионном, составлять ОВР

Текущий. Работа с дидактическим материалом.

 

 

8

33

Практическая работа №2 « Решение экспериментальных задач»

Правила техники безопасности и работы с химическими реактивами и нагревательными приборами.

Проводить химический эксперимент.

Практическая работа

 

 

9

34

Контрольная работа №3  по теме «Вещества и их свойства»

 

 

Контрольная работа

 

 

Литература

1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Хи­мия. 11 класс.: Методическое пособие. — М.: Дрофа (2006 г.).

2. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 класс. Методическое посо­бие. — М.: Дрофа.

3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. На­стольная книга учителя. Химия. 11 кл. — М.: Дрофа, 2004.

4. Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.: В 2 ч. — М.: Дрофа, 2004—2004.

5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Орга­ническая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа, 2003—2005.

6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа, 2003—2005.

7. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 11»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Уша­кова и др. — М.: Дрофа, 2007.

8. Химия. 11 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11»/О. С. Габриелян, П. Н. Берез­кин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2007.

9. Габриелян О. С., Решетов П. В., Остро­умов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к еди­ному государственному экзамену. — М.: Дрофа, 2009.

10. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Хи­мия для школьников старших классов и посту­пающих в вузы: Учеб.пособие. — М.: Дрофа, 2008.

11. Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Хими­ческий эксперимент в школе. 11 кл. — М.: Дрофа, 2008.

12. Габриелян О. С. Методические рекомен­дации по использованию учебников О. С. Габрие­ляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина «Химия. 11» и О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11» при изучении химии на базо­вом и профильном уровне. — М.: Дрофа, 2006.

13.Стандарт основного общего образования по химии.

14.Примерная программа основного общего образования по химии.

15.Программа  курса химии для 8-11 классов ОУ / О.С.Габриелян.- 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2007