Химия 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа предназначена для реализации требований федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования и составлена на основе программы О.С.Габриеляна Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
Данная программа конкретизирует содержание материала, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач. Последовательность изучения различных разделов соответствует нормативным документам, регламентирующим содержание образования по изучаемой дисциплине. Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений
Основные цели учебного курса: формирование представления о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Основные задачи учебного курса:
Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:
– работать с веществами;
– выполнять простые химические опыты;
– учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Место предмета « химия» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из них 2 часа – повторение и реализуется на базовом уровне. Контрольных работ -4, самостоятельных-8, практических -6, химических диктантов-6.
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
По источнику знаний:словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности:проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа
жизни.
Виды и формы контроля.
Для оценки учебных достижений обучающихся используетсятекущий контрольв виде проверочных работ и тестов;тематический контроль в виде контрольных работ;итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, химический диктант, тестовый контроль, в том числе с компьютерной поддержкой, устные зачеты, практические и лабораторные работы, контрольная работа
Учебно-методический комплекс
Наименование учебника |
Дополнительная учебная литература для учащихся |
Методическая литература для учителя |
Габриелян О.С. Химия .8класс. учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Дрофа 2009 |
Рябов М.А. Тесты по химии к учебнику Габриелян О.С. «Химия 8 класс».-М.: Экзамен 2011.
Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н. Задачник по химии 8 класс.-М.: «Вентана-Граф»2010. |
Габриелян О.С.Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс.-М.: Дрофа 2010.
Габриелян О.С. Химия 8 класс : настольная книга учителя.-М.: Дрофа 2010
Некрасова Л.И.Химия .8 класс: Карточки заданий к учебнику Габриелян О.С.-Саратов :Лицей 2012.
|
Тематический план
Содержание тем |
Количество часов |
||
|
всего |
В том числе ЛПР |
В том числе контрольных работ |
Тема1«Введение» |
4 |
– |
– |
Тема 2«Атомы химических элементов» |
10 |
– |
1 |
Тема3 «Простые вещества» |
7 |
– |
– |
Тема 4«Соединения химических элементов» |
12 |
– |
1 |
Тема 5«Изменения, происходящие с веществами» |
10 |
– |
1 |
Тема 6Практикум №1 «Простейшие операции с веществами» |
5 |
5 |
– |
Тема 7«Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов» |
18 |
|
1 |
Тема 8Практикум№2 «Свойства растворов электролитов» |
2 |
2 |
– |
|
68 |
7 |
4 |
Содержание и тематическое планирование учебного материала
№ темы |
№ урока
|
Тема урока с элементами содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
оборудование |
||
|
|
Тема 1. Введение |
должен знать |
должен уметь |
|
|
|
1 |
1 |
Химия наука о веществах и их свойствах и превращениях. Краткие сведение из истории развития химии. Техника безопасности. Понятие о химическом элементе и формах его существования. |
Понятие «химический элемент» «вещество» «атом» |
Различать понятия «Вещество» «атом» «химический элемент» «простое вещество» |
Фронтальный .Рабочая тетрадь |
Модели молекул. Компьютерная презентация. Таблица химических элементов Д.И. Менделеева. |
|
2 |
2 |
Превращение веществ . отличие химических реакций от физических явлений. Роль отечественных учёных в становлении химической науки. |
Понятие «химическая реакция» |
Уметь отличать химические реакции от физических явлений. |
Текущий |
Горение магния прокаливания медной проволоки взаимодействие мела с соляной кислотой |
|
3 |
3 |
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы.расчёт массовой доли элемента по формуле вещества. |
Знаки химических элементов понятия «индекс и коэффициент» обозначение атомной и молекулярной масс формулу для расчёта массовой доли элемента |
Определять положение элемента в периодической системе рассчитывать массовую долю элемента понимать и записывать формулы веществ |
фронтальный |
Таблица химических элементов Д.И. Менделеева. |
|
4 |
4 |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева её структура : малые и большие периоды группы подгруппы |
Определение период, группа , виды подгрупп |
Характеризовать элемент по положению в ПС. |
фронтальный |
Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. |
|
Тема 2 «Атомы химических элементов» |
|
||||||
1 |
5 |
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атома . опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. |
Строение атома |
Уметь объяснять физический смысл атомного номера |
текущий |
ПСХЭ Менделеева |
|
2 |
6 |
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изменение числа протонов в ядре образование новых химических элементов Изотопы. |
Строение ядра , протоны и нейтроны понятие «изотопы» |
Уметь определять число протонов и нейтронов в атомах и изотопах |
фронтальный |
ПСХЭ Менделеева |
|
3 |
7 |
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы. Понятие о завершённом электронном слое.
|
Строение электронных оболочек элементов №1-20 |
Объяснять физический смысл порядкового номера группы и периода |
устный |
ПСХЭ Менделеева |
|
4 |
8 |
Периодическая система химических элементов и строение атомов физический смысл порядкового номера, номера группы номера периода. |
Периодический закон периодическая система группы и периоды. |
Объяснять закономерности и изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп |
текущий |
ПСХЭ Менделеева |
|
5 |
9 |
Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне. Образование ионов |
Ионная химическая связь катионы анионы |
Понятие «ионы» химическая связь определять тип химической связи |
текущий |
Таблицы , компьютерная презентация. |
|
6 |
10 |
Образование бинарных соединений . Схемы образования ионной связи |
Схемы образования ионной связи |
Составлять схемы образования химической связи в соединениях. |
текущий |
таблицы |
|
7 |
11 |
Ковалентная неполярная химическая связь |
Схемы образования веществ с ковалентной неполярной связью
|
Составлять схемы образования химической связи |
текущий |
Таблицы компьютерная презентация |
|
8 |
12 |
Ковалентная полярная химическая связь |
Схемы образования веществ с ковалентной полярной связью понятие «элекроотрицательность» |
Составлять схемы образования химической связи определять тип связи в соединениях |
текущий |
Таблицы компьютерная презентация |
|
9 |
13 |
Понятие о металлической связи |
Металлическая связь свойства металлов |
Сопоставлять свойства веществ с их строением |
текущий |
Таблицы компьютерная презентация |
|
10 |
14 |
Контрольная работа по теме: «Атомы химических элементов» |
|
|
Контрольная работа |
|
|
Тема3 «Простые вещества» |
|
||||||
1 |
15 |
Положение металлов и неметаллов в П.С. Простые вещества металлы.Общие физические свойства металлов |
Расположение металлов и неметаллов в П.С. |
Уметь характеризовать химические элементы по положению в П.С. и особенностей строения их атомов объяснять связь между составом строением и свойствами |
текущий |
Таблица ПСХЭ образцы металлов компьютерная презентация |
|
2 |
16 |
Простые вещества неметаллы . Аллотропия |
Расположение неметаллов в П.С. Понятие «Аллотропия» |
Уметь характеризовать химические элементы по положению в П.С. и особенностей строения их атомов объяснять связь между составом строением и свойствами |
текущий |
Таблица ПСХЭ образцы неметаллов компьютерная презентация |
|
3 |
17 |
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. |
Понятие «моль» «Молярная масса» |
Вычислять количество вещества массу по количеству вещества молярную массу |
текущий |
Сборник задач дидактический материал |
|
4 |
18 |
Решение задач
|
Формулы для решения задач |
Вычислять количество вещества массу по количеству вещества молярную массу |
текущий |
Сборник задач дидактический материал |
|
5 |
19 |
Молярный объём газообразных веществ |
Понятие «молярный объём» Формула дляопределение молярного объёма |
Вычислять объём по количеству вещества или массе |
Текущий письменный |
Сборник задач дидактический материал |
|
6 |
20 |
Решение задач |
|
Вычислять объём по количеству вещества или массе |
|
Сборник задач дидактический материал |
|
7 |
21 |
Решение задач |
|
Вычислять объём по количеству вещества или массе |
|
Сборник задач дидактический материал |
|
Тема 4 «Соединения химических элементов» |
|
||||||
1 |
22 |
Степень окисления . Определение степени окисления элементов по химической формуле |
Понятие «степень окисления» |
Определять степень окисления элементов в соединении составлять формулы по степени окисления называть вещества |
текущий |
ПСХЭ Д.И.Менделеева |
|
2 |
23 |
Важнейшие классы бинарных соединений; оксиды, сульфиды, и др. составление формул
|
Определение оксидов ,хлоридов сульфидов и др бинарных соединений |
Составлять формулы оксидов и др бинарных соединений по степени окисления элементов |
|
ПЧХЭ Менделеева |
|
3 |
24 |
Основания их состав и названия, растворимость оснований в воде. Таблица растворимости. Представители щелочей. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы |
Понятие «основания»; ионы катионы анионы среда , индикаторы |
Называть основания определять состав вещества по их формулам степень окисления, распознавать опытным путём растворы щелочей |
текущий |
ПСХЭ Менделеева таблица растворимости кислот , солей и оснований в воде. |
|
4 |
25 |
Кислоты их состав названия. Классификация кислот Представители кислот :соляная серная и азотная Изменение окраски индикаторов в кислой среде |
Понятие «кислоты»; классификация; ионы катионы анионы среда , индикаторы |
Называть кислоты определять степень окисления, распознавать опытным путём растворы кислот |
Работа с дидактическим материалом |
Работа с дидактическим материалом |
|
5 |
26 |
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и название Представители солей
|
Соли. Названия солей. |
Составлять формулы солей и называть соли |
Работа с дидактическим материалом |
Работа с дидактическим материалом |
|
6 |
27 |
Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решёток. Зависимость свойств от типов кристаллических решёток. |
Кристаллические решётки их типы зависимость свойств от строения веществ классификация веществ |
Использовать знания для критической оценкиинформации о веществах применяемых в быту. |
текущий |
Таблица кристаллические решётки модели решёток |
|
7 |
28 |
Чистые вещества и смеси. Свойства чистых веществ и смесей |
Понятия «чистое вещество и смесь» |
Использовать знания для критической оценки информации о веществах применяемых в быту. |
|
Демонстрации .чистых веществ и смесей |
|
8 |
29 |
Массовые и объёмные доли компонентов в смеси |
Формулы для определения массовой и объёмной доли компонентов смеси |
Вычислять массовую и объёмную долю компонентов в смеси. |
Работа с дидактическим материалом |
Работа с дидактическим материалом |
|
9 |
30 |
Решение задач |
|
Работа с дидактическим материалом |
|
Работа с дидактическим материалом |
|
10 |
31 |
Решение задач |
|
Работа с дидактическим материалом |
|
Работа с дидактическим материалом |
|
11 |
32 |
Обобщение и систематизация знаний подготовка к контрольной работе |
|
|
Работа с дидактическим материалом |
|
|
12 |
33 |
Контрольная работа№2 по теме «Соединения химических элементов» |
|
|
Контрольная работа |
|
|
Тема 5 «Изменения происходящие с веществами» |
|
||||||
1 |
34 |
Физические явления в химии(дистилляция возгонка, кристаллизация выпаривание центрифугирование |
Понятия дистилляция возгонка кристаллизация и др. |
Способы разделения смесей |
текущий |
Демонстрация способов разделения смесей |
|
2 |
35 |
Химические реакции признаки химических реакций |
Понятия «химическая реакция» «классификация реакций» |
Определять типы химических реакций |
текущий |
Демонстрация признаков химических реакций(образование осадка, выделение газа , изменение цвета , выделение теплоты и тд. |
|
3 |
36 |
Закон сохранения массы веществ . Химические уравнения. |
Закон сохранения массы веществ |
Составлять уравнения химических реакций |
Текущий работа с дидактическим материалом |
ПСХЭ Таблица растворимости |
|
4 |
37 |
Решение задач по химическим уравнениям |
Формулы для расчётов |
Решать задачи по уравнениям реакций |
Текущий работа с дидактическим материалом
|
ПСХЭ Таблица растворимости |
|
5 |
38 |
Решение задач по химическим уравнениям |
Формулы для расчётов |
Решать задачи по уравнениям реакций |
Текущий работа с дидактическим материалом |
ПСХЭ Таблица растворимости |
|
6 |
39 |
Типы химических реакций (экзо- и эндо термические реакции, реакции горения) |
Экзо и эндотермические реакции реакция горения |
Определять тепловой эффект реакции |
текущий |
Демонстрация экзо и эндотермических реакций |
|
7 |
40 |
Реакции соединения разложения замещения и обмена |
Определения реакций соединения, разложения , обмен и замещения |
Определять тип химической реакции |
Работа с дидактическим материалом |
Демонстрация реакций соединения разложения обмена и замещения |
|
8 |
41 |
Скорость химических реакций , факторы влияющие на скорость реакции. Катализаторы , ферменты |
Формулу для определения скорости реакции гомогенных и гетерогенных , факторы влияющие на скорость концентрация, природа реагирующих веществ, температура катализаторы, ингибиторы площадь раздела фаз.
|
Определять возможности ускорения химических реакций под воздействием факторов |
Работа с дидактическим материалом |
|
|
9 |
42 |
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. |
Обратимые и необратимые реакции химическое равновесие способы смещения принцип Ле-Шателье |
Определять направление смещение |
текущий |
|
|
10 |
43 |
Контрольная работа №3 по теме «Изменения происходящие с веществами» |
|
|
Контрольная работа |
|
|
Тема6 Практикум№1 |
|
||||||
1 |
44 |
Практическая работа №1«Правила техники безопасности. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием» |
Правила Т.Б. и приёмы обращения с оборудованием |
|
Практическая работа |
|
|
2 |
45 |
Практическая работа№2«Наблюдения за горящей свечой» |
Правила Т.Б |
|
Практическая работа |
|
|
3 |
46 |
Практическая работа№ 3«Анализ почвы и воды» |
Правила Т.Б |
|
Практическая работа |
|
|
4 |
47 |
Практическая работа№4«Признаки химических реакций» |
Правила Т.Б обращение с химическими реактивами и нагревательными приборами |
|
Практическая работа |
|
|
5 |
48 |
Практическая работа №5 «приготовление раствора сахара и определение массовой доли растворённого вещества |
Правила Т.Б обращение с химическими реактивами и нагревательными приборами |
|
Практическая работа |
|
|
Тема 7 «Растворение растворы Свойства электролитов» |
|
||||||
1 |
49 |
Растворение-как физико-химический процесс Зависимость растворимости от температуры Понятие о гидратах и кристаллогидратах |
Определение растворы,растворимость формулу для расчёта массовой доли растворённого вещества |
Вычислять массу раствора и массовую долю растворённого вещества |
Работа с дидактическим материалом |
Демонстрация растворов способов приготовления ПСХЭ и таблица растворимости |
|
2 |
50 |
Насыщенные и ненасыщенные растворы. Перенасыщенные растворы. Значение растворов для природы и человека |
Насыщенные ненасыщенные перенасыщенные растворы значение растворов в быту и в природе |
Различать виды растворов |
текущий |
Таблица растворимости |
|
3 |
51 |
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи |
Понятия «Электролит» «неэлектролит» «электролитическая диссоциация» механизм диссоциации веществ |
Различать электролиты и неэлектролиты записывать уравнения диссоциации кислот солей и оснований |
текущий |
Таблица растворимости |
|
4 |
52 |
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. |
Сильный электролит слабый электролит формулу для определения степени диссоциации |
Определять сильные и слабые электролиты по степени диссоциации записывать ступенчатую диссоциацию |
Работа с дидактическим материалом |
Таблица растворимости |
|
5 |
53 |
Основные положения теории диссоциации ТЭД |
Основные положения ТЭД |
|
текущий |
|
|
6 |
54 |
Ионные уравнения. Условия протекания реакций ионного обмена |
Диссоциацию веществ |
Составлять уравнения реакций определять возможность протекания объяснять сущность реакций ионного обмена записывать полные и сокращённые ионные уравнения |
Работа с дидактическим материалом |
Таблица растворимости ПСХЭ Менделеева |
|
7 |
55 |
Кислоты их классификация и свойства в свете ТЭД |
Формулы кислот ,классификацию кислот получение и свойства в свете ТЭД |
Называть кислоты характеризовать химические свойства кислот составлять уравнения реакций в ионном и молекулярном видах распознавать кислоты опытным путём |
Работа с дидактическим материалом |
Лабораторные опыты характеризующие свойства кислот Таблица растворимости |
|
8 |
56 |
Основаняия их классификация и свойства в свете ТЭД |
Формулы оснований ,классификацию оснований получение и свойства в свете ТЭД |
Называть основания характеризовать химические свойства составлять уравнения реакций в ионном и молекулярном видах распознавать основания опытным путём |
Работа с дидактическим материалом |
Лабораторные опыты характеризующие свойства оснований Таблица растворимости |
|
9 |
57 |
Соли их классификация. Свойства солей в свете ТЭД |
Названия солей классификацию и свойства качественные реакции . |
определять возможность протекания реакций ионного обмена уметь называть соли составлять формулы солей по названиям |
Работа с дидактическим материалом |
Лабораторные опыты характеризующие свойства солей Таблица растворимости |
|
10 |
58 |
Оксиды их классификация , получение и свойства |
Определение «Оксиды» классификацию получение и свойства |
Записывать формулы называть оксиды составлять уравнения реакций |
Работа с дидактическим материалом |
Лабораторные опыты характеризующие свойства оксидов Таблица растворимости |
|
11 |
59 |
Генетическая связь между классами неорганических соединений
|
|
Называть соединения изученных классов , составлять формулы веществ составлять уравнения химических реакций |
Работа по карточкам |
Таблица растворимости ПСХЭ |
|
12 |
60 |
Генетическая связь между классами неорганических соединений |
|
Называть соединения изученных классов , составлять формулы веществ составлять уравнения химических реакций |
Работа по карточкам |
Таблица растворимости ПСХЭ |
|
13 |
61 |
Окислительно-восстановительные реакции Окислитель и восстановитель |
Понятия «окислитель, восстановитель, процесс окисления и процесс восстановления |
Определять степень окисления элементов в соединениях составлять уравнения химических реакций. |
текущий |
ПСХЭ Менделеева |
|
14 |
62 |
Составление окислительно восстановительных реакций методом электронного баланса |
Понятия «окислитель, восстановитель, процесс окисления и процесс восстановления |
Определять степень окисления элементов в соединениях составлять уравнения химических реакций |
Работа с дидактическим материалом |
ПСХЭ Менделеева |
|
15 |
63 |
Составление окислительно восстановительных реакций методом электронного баланса |
Понятия «окислитель, восстановитель, процесс окисления и процесс восстановления |
Определять степень окисления элементов в соединениях составлять уравнения химических реакций |
Работа с дидактическим материалом |
ПСХЭ Менделеева |
|
16 |
64 |
Свойства простых веществ металлов и неметаллов, кислот солей в свете представлений об ОВР |
Свойства металлов и неметаллов кислот и солей |
Определять степень окисления элементов в соединениях составлять уравнения химических реакций |
Работа с дидактическим материалом |
ПСХЭ Менделеева |
|
17 |
65 |
Обобщение и систематизация знаний |
Свойства всех классов неорганических веществ |
Записывать уравнения реакция в молекулярном и ионном виде , составлять ОВР |
Работа с дидактическим материалом |
ПСХЭ Менделеева |
|
17 |
66 |
Контрольная работа №4 по теме «Растворение и растворы свойства растворов электролитов» |
|
|
Контрольная работа |
|
|
Тема 8 Практикум №2 |
|
||||||
1 |
67 |
Практическая работа №6 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов» |
Правила Т.Б обращение с химическими реактивами и нагревательными приборами |
|
Практическая работа |
|
|
2 |
68 |
Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач» |
Правила Т.Б обращение с химическими реактивами и нагревательными приборами |
|
Практическая работа |
|
|
Литература
для учителя:
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2008.
- Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 368с.
- Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. Настольная книга учителя. Химия 8 класс.- М.: Дрофа, 2010 г.
- Габриелян О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс.: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. – М.: Дрофа, 2005. – 350с. г.
для учащихся:
1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009.
2. Химия в формулах. 8-11 кл.: Справочное пособие/ В.В. Еремин. – М.: Дрофа, 1997. -64с.
3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009. – 176с.
Интернет-ресурсы:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU – федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет