1.        Общие положения

1.1.  Настоящее Положение определяет порядок обеспечения государственных гарантий прав на образование учащимся, нуждающимся в длительном лечении, а  также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию, и регулирует возникающие при этом отношения между всеми участниками образовательного процесса.

1.2.  Организация индивидуального обучения детей на дому, которые по состоянию здоровья не могут временно или постоянно посещать образовательное учреждение, регламентируется следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:

·       Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

·       Федеральным законом  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от  24 июля 1998 г. № 124-ФЗ

·       Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ

·       Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

·       Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года  № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»

·       Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 07-832 «Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»

·       Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.05.2014 №313 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать  образовательные организации, в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего  общего образования на дому или в медицинских организациях»

1.3. Участниками правовых отношений при организации индивидуального обучения на  дому являются

А) учащиеся:

нуждающиеся  в длительном лечении,

дети-инвалиды, не имеющие возможности посещать МБОУ гимназию №17 по состоянию здоровья;

Б) родители (законные представители) учащихся, нуждающихся в обучении по индивидуальному  учебному плану на дому;

В) педагогические работники, участвующие в организации  индивидуального обучения детей.

На учащихся и педагогических работников МБОУ гимназии №17, обеспечивающих их обучение на дому, распространяются права и обязанности, социальные гарантии в соответствии с действующим законодательством в области  образовании

1.4.  Целью настоящего Положения является нормативное закрепление гарантий прав на общее образование  детей с ограниченными возможностями здоровья путем создания организационных и иных условий  при организации обучения.

1.5.Задачи организации индивидуального обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья на дому:

– обеспечить и защитить конституционные права на образование учащихся  в части получения ими начального общего, основного общего и среднего общего  образования по индивидуальному учебному плану на дому;

– создать условия для освоения учащимися программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с ФГОС, ФКГОС;

– создать механизм правовых отношений между участниками  образовательного процесса при организации  обучения  детей, обучающихся  по индивидуальному учебному плану на дому.

1.6. Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и обращение  родителей (законных представителей) учащегося в письменной форме

1.7. Родителями (законными представителями)  учащихся представляются  в МБОУ гимназии №17 следующие документы:

 – заявление в письменной форме на имя директора МБОУ гимназии №17 с просьбой об организации обучения на дому на период, указанный  в заключении  медицинской организации;

 –  заключение медицинской организации.

 Между родителями (законными представителями)  учащихся и  МБОУ гимназией №17 заключается  договор  об организации обучения на дому.

2.        Организация образовательного процесса

2.1.Организация индивидуального обучения детей на дому осуществляется педагогами МБОУ  гимназии №17.

2.2.Обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования  на дому осуществляется  по индивидуальному учебному плану

2.3. Учебная нагрузка распределяется  следующим образом:

в 1-4 классах – до 8 часов в неделю

в 5-8 классах – до 10 часов в неделю

в 9 классах – до  11 часов в неделю

в 10-11 классах  – до 12 часов в неделю

2.4. Индивидуальные занятия  с учащимися проводятся не менее трех раз в неделю  в соответствии с учебным планом. Время проведения  занятий согласовывается с родителями (законными представителями) учащихся.

2.5.  Продолжительность  обучения   по индивидуальному учебному плану может быть изменена  с учетом психофизического  развития, индивидуальных возможностей и образовательных  потребностей конкретного учащегося.

2.6. При  организации   обучения на  дому детей инвалидов допускается:

 – обучение в помещении школы

 – обучение по отдельным учебным предметам  в классе, в который зачислен учащийся

2.7. По окончании  срока действия заключения медицинской организации родители (законные представители) учащегося информируют МБОУ гимназию №17 о дальнейшей форме получения образования.

2.8. МБОУ гимназия №17 организует обучение  по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением дистанционных образовательных технологий  с учетом рекомендаций медицинской организации.

2.9. Организация образовательного процесса при индивидуальном обучении на дому регламентируется:

 –  образовательной программой, которая представлена в виде  индивидуального учебного  плана;

 –  календарным учебным графиком.        

 –  индивидуальным расписанием занятий;

которые  рассматриваются  и принимаются на педагогическом совете МБОУ гимназии №17, согласовываются    с  родителями (законными представителями)  учащихся, утверждаются приказом директора МБОУ гимназии №17 и доводятся до сведения родителей   (законных представителей)      учащихся под роспись.

Индивидуальный учебный план обучающегося должен отвечать требованиям федерального государственного образовательного стандарта

        Право распределения часов учебного плана по учебным предметам предоставляется МБОУ гимназии №17  с учётом индивидуальных  психофизических особенностей, интересов детей, их заболевания, программы обучения, согласия родителей (законных представителей).

2.10. Контроль за организацией обучения  на дому и проведением занятий с учащимися осуществляется классным руководителем. Контроль за выполнением учебных программ и качеством     обучения – заместителем директора, курирующим вопросы обучения на дому. 

2.11. Фамилии детей, обучающихся  на дому по индивидуальному учебному плану, данные об их успеваемости за четверть (полугодие), а также о переводе из класса в класс и выпуске из школы вносятся в классный журнал соответствующего класса МБОУ гимназии №17, организовавшего надомное обучение ребенка.

2.12. Освоение образовательной программы соответствующего уровня, в том числе отдельной части или  всего учебного предмета, курса дисциплины (модуля) образовательной программы,  сопровождается промежуточной аттестацией учащихся, проводимой в формах, определенных индивидуальным учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Итоговая аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ  

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования проводится в форме основного государственного  экзамена, а также в форме государственного выпускного экзамена для обучающихся с ОВЗ;   среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена, а также форме государственного выпускного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей – инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Детям, обучающимся  индивидуально на дому, прошедшим государственную итоговую аттестацию, общеобразовательное учреждение выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.

2.13.  Результаты промежуточной и государственной итоговой аттестации  учащегося, осваивающего образовательную программу соответствующего уровня  на дому, отражаются в журнале учета успеваемости учащихся на бумажном и электронных носителях.

        В журнал учета успеваемости  заносится запись о периоде обучения на дому,  указывается дата и номер приказа.

2.14. Учащимся, находящимся на индивидуальном обучении на дому, МБОУ  гимназии №17:

·       предоставляет на время обучения бесплатно учебники в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования общеобразовательных учреждениях; а также учебных пособий,  допущенных к использованию в образовательном процессе, художественную, справочную и  другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения; 

·       обеспечивает специалистами из числа педагогических работников общеобразовательного учреждения;

·       оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) обучающихся;

·       создает условия для  участия  вместе со всеми детьми в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования в общеобразовательном учреждении;

·       организует обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

·       осуществляет промежуточную аттестацию и перевод учащихся в следующий класс в соответствии с  требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области  образования.

      Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

3.        Финансирование индивидуального обучения

 больных детей на дому

3.1.  Индивидуальное обучение на дому  учащимся предоставляется бесплатно.

3.2.  Финансирование индивидуального обучения на дому осуществляется в соответствии  с  Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.05.2014 №313 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать  образовательные организации, в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего  общего образования на дому или в медицинских организациях».

            4.      Права и обязанности участников образовательного процесса

при получении общего образования детьми, обучающимися индивидуально на дому

4.1. Участникам образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому, являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники (учителя, администрация).

4.2. Права и обязанности  детей, обучающихся индивидуально на дому,  их родителей (законных представителей), педагогических работников общеобразовательного учреждения, реализуются в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом образовательного учреждения.

4.3. Права и обязанности учащихся, обучающихся  индивидуально  на дому.

         Учащиеся   имеют право:

-получать начальное общее, основное общее, среднее  общее образование в соответствии с ФГОС, ФКГОС;

-вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

-на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, свободу информации, а также – моральное и материальное поощрение за успехи в обучении.

Учащиеся   обязаны:

-соблюдать требования, прописанные в Уставе и локальных актах МБОУ гимназии №17;

-добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

-уважать честь и достоинство работников МБОУ гимназии №17;

-соблюдать расписание занятий;

-вести дневник, тетради (если нет соответствующих медицинских ограничений).

4.4. Права и обязанности родителей (законных представителей).

         Родители (законные представители) детей имеют право:

-защищать законные права ребенка;

-вносить предложения по организации образовательного процесса и содержанию образовательных программ, аргументировав их необходимость, но с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и творческих интересов ребенка;

-обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации МБОУ гимназии №17.

Родители (законные представители) детей обязаны:

-выполнять требования, прописанные в Уставе и локальных актах МБОУ гимназии №17;

-поддерживать и стимулировать интерес ребенка к процессу образования;

-своевременно информировать учителя о рекомендациях врача, особенностях режима дня ребенка, а МБОУ гимназия №17 – об отмене или возобновлении занятий (по уважительным причинам);

-создавать для ребенка и учителя оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома;

-контролировать ведение дневника, тетрадей, выполнение домашних заданий.

4.5. Права и обязанности педагогических работников.

         Педагогический работник образовательного учреждения имеет права, предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

         Учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в форме  индивидуального обучения на дому, обязан:

     -знать специфику заболевания, особенности режима дня и организации домашних        

занятий;

     -выполнять государственные программы с учетом физиологических возможностей,         

интеллектуальных способностей и интересов детей;

    – развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и

художественной литературой;

     -контролировать учебную нагрузку, а также ведение учеником тетрадей, дневника 

(расписание, аттестация, запись домашних заданий) и расписываться в нем, не допускать утомления ребенка, составлять индивидуальные планы проведения уроков;

-своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, предоставлять родителям (законным представителям) его на подпись после каждого проведенного урока.

Классный руководитель обязан:

-согласовывать расписание занятий с родителями (законными представителями) и учителями – контролировать ведение дневника;

-поддерживать связь с учащимся и его родителями (законными представителями), собирать информацию о состоянии здоровья, об индивидуальных особенностях учащихся,

-контролировать посещение учащимися учебных занятий.

-своевременно информировать администрацию МБОУ гимназию №17 о всех нарушениях в образовательном процессе.

Администрация МБОУ гимназии №17 обязана:

-готовить нормативные документы по организации образовательного процесса;

-контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации;

-контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала;

-обеспечивать процесс обучения на дому квалифицированными кадрами;

-своевременно информировать родителей (законных представителей) о всех изменениях в образовательном процессе.