Рабочая программа по учебному предмету

"Основы безопасности жизнедеятельности" 11 класс

1.     Пояснительная записка

Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта   среднего (полного) общего образования, а так же на основе положений  стратегии национальной безопасности Российской Федерации  до 2020года и Концепции Федеральной системы подготовки граждан  Российской Федерации к военной службе на период 2020года, программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности», 10-11 классы, Москва, «Просвещение», 2012г

Цели и задачи:

-изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и  индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

-расширение представлений об экстремизме , уяснение социальных причин их возникновения. Формирование антитеррористического поведения  и способности противостоять  террористической и экстремистской идеологии и практике;

-совершенствование военно-патриотического воспитания  и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы.

-распознавание и анализирование особенностей  жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;

-окончательное формирование модели своего поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

-применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности

-анализирование основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;

-обоснование основного предназначения  Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС) по защите  населения страны от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера ;

-формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;

-формирование убеждения в ключевой роли благополучной  семьи  в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства

В результате учебного процесса учащиеся должны:

знать:требования воинской дисциплины, обязанности солдата, дневального, обязанности солдата перед построением и в строю, назначение, боевые свойства, общее устройство винтовки , автомата, правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и требования безопасности при стрельбе. Обязанности солдата в бою, организацию мотострелкового отделения и основы боевых действий. Историю развития оружия массового поражения, сигналы оповещения ГО. Способы измерения расстояний, способы определения сторон горизонта.  Правила наложения стерильных повязок, что такое раны и их классификация, правила выполнения процедур по уходу за ранеными;

уметь: обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Готовить оружие и боеприпасы к стрельбе, вести меткий огонь из пневматической винтовки. Правильно передвигаться на поле боя. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, совершать движение по азимуту.  Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе реализует комплексный подход к формированию у учащихся  современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке  их к военной службе при модульной  структуре содержания предмета.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебные модули:

М-1 Основы безопасности личности, общества и государства

М-2Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

М-3 Обеспечение военной безопасности государства

Разделы:

Р-1 Основы комплексной безопасности

Р-2 Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

Р-3 Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

Р-4 Основы здорового образа жизни

Р-5Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Р-6Основы обороны государства

Р-7 Основы военной службы ( в том числе учебные сборы)

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

-последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета « Основы безопасности жизнедеятельности»

-сформировать представления  об опасных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах возникновения  и возможных последствиях;

-уяснить основные положения законодательства РФ  в области безопасности

-сформировать морально-психологические  и физические качества и мотивации для успешного  прохождения военной службы  в современных условиях;

-более подробно познакомиться  с организационными основами системы противодействия  терроризму и экстремизму в РФ

-повысить эффективность процесса  формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом  их возрастных особенностей  и  уровня подготовки по другим учебным предметам ( при поурочном планировании предмета по годам обучения), а так же  с учётом особенностей обстановки в регионе в области  безопасности ( при разработке региональных учебных программ);

-эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся  целостной картины окружающего мира

-обеспечить непрерывность  образования  и более тесную преемственность процессов обучения и формирования  современного уровня культуры  безопасности  у учащихся на третьей ступени образования

-более эффективно использовать материально- техническое  обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным  разделам и темам

2.     Описание места предмета в учебном плане

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11  классе в программе предусмотрены 34 часа на  год (по одному часу в неделю ).

Этот объём для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровне . Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с учащимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней  (35 часов) .

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе раздел 7 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с учащимися – гражданами мужского пола.

Подготовка учащихся – граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний.

3.     Планируемые результаты освоения предмета.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

Знать:

Ÿ  потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

Ÿ  меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

Ÿ  основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

Ÿ  наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

Ÿ  организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

Ÿ  права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

Ÿ  рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

Ÿ  приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

Ÿ  предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

Ÿ  соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

Ÿ  действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

Ÿ  соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

Ÿ  перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

Ÿ  пользовать средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Ÿ  оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:

Ÿ  невосприимчивости к вредным привычкам;

Ÿ  обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

Ÿ  безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

Ÿ  подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);

Ÿ  проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

Ÿ  оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

4.     Формы организации учебной деятельности

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ используются  разнообразные методы и формы обучения.

Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары,  демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные): анализ предложенных ситу­аций.

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский: рефераты,  доклады,  проектные  задания

Самостоятельное изучение предложенных тем и отдельных вопросов, групповая работа.

5.     Содержание программы

1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

1. 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Основы здорового образа жизни.   Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очище­нии организма. Нравственность  и здоровье.   Формирование правильного взаимоотношения полов

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный  фактор).  Качества,  которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания проч­ной семьи. Семья в современном обществе. Законодательство о семье Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и по­рядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей. Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, при­чины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. СПИД и его профилактика. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вы­зываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-ин­фекцией.

1.2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недо­статочности и инсульте. Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицин­ская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Первая медицинская помощь при ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Пер­вая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области та­за, при повреждении позвоночника.  Первая медицинская помощь при остановке сердца Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причи­ны клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непря­мого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

2.  Основы воинской службы.

2.1. Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности .Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и про­хождение военных сборов в период пребывания в запасе. Организация воинского учета и его предназначение Организация воинского учета. Первоначальная постановка граж­дан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при пер­воначальной постановке на воинский учет.  Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное содержание обязательной подготовки граждан к воен­ной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и про­фессиональным качествам молодежи призывного возраста для ком­плектования различных воинских должностей (командные, опера­торские, связи и наблюдения, водительские и др). Добровольная подготовка граждан к военной службе Основные направления добровольной подготовки граждан к во­енной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобра­зовательных учреждениях среднего (полного) общего образо­вания. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессио­нального образования. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психоло­гического отбора граждан при первоначальной постановке их на во­инский учет. Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

2.2.Особенности военной службы

 Правовые основы военной службы, Конституция РФ,  Фе­деральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О   воинской обязанности и военной службе». Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.  Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ — закон воин­ской жизни

Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламен­тирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Устав гарни­зонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинар­ный устав Вооруженных Сил РФ, Строевой устав Вооруженных Сил РФ, их предназначение и основные положения.  Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России. Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жиз­ни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужа­щим воинского долга. Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную службу. Время призыва на военную служ­бу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от воен­ной службы и предоставления отсрочек. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужа­щих. Размещение военнослужащих, распределение времени и по­вседневный порядок жизни воинской части. Время военной служ­бы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды.  Прохождение военной службы по контракту Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Права и ответственность военнослужащих. Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослу­жащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, матери­альная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаи­моотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

2.3.Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России

 Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с чес­тью и достоинством носить свое воинское звание — защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, вер­ность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую ми­нуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.  Военнослужащий —специалист,   в совершенстве владею­щий оружием и военной техникой

Требования воинской деятельности,  предъявляемые к мо­ральным, индивидуально-психологическим и профессиональным каче­ствам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Основные эле­менты воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и ро­дах войск.. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Военнослужащий   —подчиненный,   строго   соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий тре­бования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил РФ.

2.4.ВУЗы  Вооруженных сил. Виды военных образовательных учреждений профес­сионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учрежде­ния профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ. Международная   (миротворческая)   деятельность  Воору­женных Сил РФ. Участие Вооруженных Сил РФ в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.

6.     Учебный  план.

№ модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

Модуль-1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

10

Тема 1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

 

6

Тема 2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

 

4

Раздел-2

Основы воинской службы.

24

Тема 3

Воинская обязанность.

10

Тема 4

Особенности военной службы.

8

Тема 5

Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России.

6

 

Всего часов

34