Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности"

Содержание:

1.Пояснительная записка

2.Общая характеристика предмета

3.Описание места предмета

4.Содержание учебной программы

5.Учебно-тематический план

6. Литература

1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе программы  общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнов  Б.Ю. Хренников

Цель:

Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и  индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Задачи:

-расширение представлений об экстремизме , уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения  и способности противостоять  террористической и экстремистской идеологии и практике;

-совершенствование военно-патриотического воспитания  и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы.

-распознавание и анализирование особенностей  жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;

-окончательное формирование модели своего поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

-применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности

-анализирование основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;

-обоснование основного предназначения  Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС) по защите  населения страны от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера ;

-формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;

-формирование убеждения в ключевой роли благополучной  семьи  в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографичекой безопасности государства.

2. Общая характеристика предмета

Учебный предмет « основы безопасности жизнедеятельности в старшей школе(10-11 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся  современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке  их к военной службе при модульной  структуре содержания предмета.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебные модули:

М-1 Основы безопасности личности, общества и государства

М-2Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

М-3 Обеспечение военной безопасности государства

Разделы:

Р-1 Основы комплексной безопасности

Р-2 Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

Р-3 Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

Р-4 Основы здорового образа жизни

Р-5Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Р-6Основы обороны государства

Р-7 Основы военной службы ( в том числе учебные сборы)

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

-последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета « Основы безопасности жизнедеятельности»

-сформировать представления  об опасных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах возникновения  и возможных последствиях;

-уяснить основные положения законодательства РФ  в области безопасности

-сформировать морально-психологические  и физические качества и мотивации для успешного  прохождения военной службы  в современных условиях;

-более подробно познакомиться  с организационными основами системы противодействия  терроризму и экстремизму в РФ

-повысить эффективность процесса  формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом  их возрастных особенностей  и  уровня подготовки по другим учебным предметам

( при поурочном планировании предмета по годам обучения), а так же  с учётом особенностей обстановки в регионе в области  безопасности ( при разработке региональных учебных программ);

-эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у обучаемых  целостной картины окружающего мира

-обеспечить непрерывность  образования  и более тесную преемственность процессов обучения и формирования  современного уровня культуры  безопасности  у учащихся на третьей ступени образования

-более эффективно использовать материально- техническое  обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным  разделам и тема

  3. Описание места предмета

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10  классе в программе предусмотрены 34 часа на  год (по одному часу в неделю ).

Этот объём для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровне . Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с учащимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней  (35 часов) .

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе раздел 7 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с учащимися – гражданами мужского пола.

Подготовка учащихся – граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний.

4. Содержание учебной программы

1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (13ч)

 1.1. Автономное пребывание человека в природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вы­нужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизон­та. Определение своего местонахождения и направления движения на мес­тности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

1.2.   Обеспечение личной безопасности на дорогах

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.

1.3.   Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные по­следствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.   Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области по­жарной безопасности. Правила личной безопасности при пожареПрофилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.4.   Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Пра­вила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

1.5.   Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопас­ности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

1.6.   Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности

Уголовная ответственность за подготовку и совершение терро­ристического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

       1.7 Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их воз­никновения и возможные последствия.

1.8.   Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологи­ческого, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

1.9    Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера,  причины их возникновения и возможные последствия.

1.10.  Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в  условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае воз­никновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.(7 ч)

2.1.   Военные угрозы национальной безопасности России

Военные угрозы национальной безопасности России. Националь­ные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, су­веренитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

2.2.   Характер современных войн и вооруженных конфликтов Воору­женный конфликт, локальная война, региональная война, крупномас­штабная война

2. 3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России

Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика сов­ременной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.

        2.4.     Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
Основные виды терроризма по средствам, используемым при осу­ществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели.
Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.

23.5. Наркотизм и национальная безопасность России
Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.

3. Основы медицинских знаний  и здорового образа жизни. (10 ч)

 3.1Сохранение и укрепление здоровья важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индиви­дуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

3.2.   Основные инфекционные заболевания, их классификация и профи­лактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. По­нятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

4. Основы здорового образа жизни. (7 ч)

4.1.   Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека.
Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособ­ности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональ­ное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высо­кий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

4.2.   Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
     Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизне­деятельности для повышения уровня работоспособности.

4.3.   Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в про­цессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

4.4.   Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и упот­ребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании

5. Основы  военной службы.  (11ч)

5.1.    История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства вXIV—XVвв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVIв. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIXв., создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназна­чение.

5.2.    Память поколений — дни воинской славы России

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших ре­шающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, от­личившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

5.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руковод­ство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и уп­равление Вооруженными Силами Российской Федерации.

6. Боевые традиции Вооруженных Сил России.(3 ч)

6.1.   Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослу­жащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защи­те. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

6.2.   Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

7. Символы воинской чести. (3 ч)

7.1  Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

7.2Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

7.3 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

5. Учебно-тематический  план.

№ модуля, раздела, темы

 

Наименование модулей, разделов, тем

 

Количество часов

 
 

1

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

13

 

2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

 

3

Обеспечение военной безопасности государства

( основы военной службы)

11

 

 

Всего часов

 

34

 

6. Литература

Программа по курсу ОБЖ:  авторы  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, «Просвещение», 2012 г.

Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008г.

Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 200г.