1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение регламентирует процедуру проведения мониторинга качества образования (далее – мониторинг) Муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназия № 17.
Система мониторинга качества образования является составной частью системы оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности. Оценка качества образования осуществляется посредством системы внутришкольного контроля, общественной экспертизы качества образования, лицензирования, государственной аккредитации, государственной итоговой аттестации выпускников, мониторинга качества образования.
1.2. Мониторинг осуществляется в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об Образовании в Российской Федерации», Постановлением правительства Российской Федерации от 5.08.2013г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», действующими правовыми и нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Нижегородской области.
1.3. В настоящем Положении применены следующие понятия и термины:
– качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки учащихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
– федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
– внутренний мониторинг качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и еѐ отдельных элементах (направлениях), которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17 в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития, определить соответствие деятельности федеральным государственным образовательным стандартам. Мониторинг – процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико – прогностического слежения за состоянием и развитием образовательной системы.
1.4. Мониторинг осуществляется с учетом показателей комплексного проекта модернизации образования (КПМО), параметров реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», регионального плана мероприятий («дорожной карты») "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" и др.
1.5. Основными пользователями результатов мониторинга являются органы, осуществляющие управление в сфере образования, администрация и педагогические работники муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17, учащиеся и их родители (законные представители), представители общественности и т. д.
1.6. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназии № 17 обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов в целях информационной поддержки реализации государственной политики в сфере образования.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Цель внутреннего мониторинга – усиление результативности деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17 за счет повышения эффективности принимаемых управленческих решений по обеспечению качества образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.
2.2. Задачи мониторинга:
– осуществление систематического сбора информации (первичных данных) о состоянии основных и обеспечивающих процессов (видов деятельности) муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17 для получения объективной информации о состоянии образовательного процесса;
– осуществление статистической и аналитико-синтетической обработки собранных данных, документальное оформление результатов обработки и предоставление их непосредственным пользователям в установленном порядке;
– установление степени соответствия достигнутых показателей работы муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17 требованиям федерального государственного образовательного стандарта, нормативных правовых актов Российской Федерации в области образования, установление причин несоответствий;
– определение положительных и отрицательных тенденций в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17;
– выработка рекомендаций и предложений по устранению причин выявленных несоответствий;
– хранение первичных данных и (или) документов, содержащих результаты их обработки, на бумажном и (или) электронном носителях в течение установленного срока, обеспечение доступности первичных данных и (или) документов, содержащих результаты их обработки, в течение нормативно-установленного срока хранения.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Внутренний мониторинг проводится согласно утвержденному директором муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17 плану, являющемуся неотъемлемой частью плана работы муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17. В плане определяются содержание (показатели), цель, ответственные исполнители, сроки, методы и формы представления результатов мониторинговых исследований.
План доводится до сведения педагогического коллектива в начале учебного года.
3.2. Объектом внутришкольного мониторинга являются:
– субъекты образовательной системы муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17: учащиеся, педагогические работники, родители, администрация;
– направления деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17;
– результаты образовательной деятельности;
– условия достижения показателей качества образования.
3.3. Предметом мониторинга является качество образования как системообразующий фактор образовательного учреждения и факторы его обеспечения.
3.4. Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг и периодический мониторинг в соответствии с планом мониторинга.
Периодический мониторинг ориентирован на промежуточные результаты качества образования и воспитания. Постоянный мониторинг ориентирован на реализацию Основной образовательной программы.
3.5. Мониторинг осуществляется на основе данных статистического наблюдения, обследований.
3.6. Мониторинг проводится администрацией муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17, социальным педагогом, психологами, методическими объединениями учителей, учителями, классными руководителями, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, временными структурами (комиссии; рабочие, творческие группы участников образовательного процесса и др.).
3.6.1. Администрация муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17:
– организует систему мониторинга качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17; обеспечивает открытость и доступность управленческих решений, принятых по результатам мониторинговых исследований;
– регулирует и контролирует функционирование системы внутреннего мониторинга;
– разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
– обеспечивает на основе образовательной программы проведение контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
– организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
– обеспечивает условия для подготовки работников муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17 и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
– обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (отчеты о результатах самообследованиямуниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17 за учебный год, публичный доклад директора Учреждения, и др.);
– принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации системы оценки качества образования.
3.6.2. Иные группы и лица, осуществляющие мониторинг, указанные в п.3.6.:
– участвуют в разработке методики оценки качества образования в соответствии с ФГОС и иными требованиями к качеству результатов; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития;
– участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов;
– содействуют проведению подготовки работников и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
– проводят экспертизу подготовки, организации, содержания, результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся и формируют предложения по совершенствованию процесса подготовки учащихся к аттестации;
– готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровнемуниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17;
– принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, продуктов, условий организации учебного процесса.
3.7. Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность информации. Лица, организующие мониторинг, несут персональную ответственность за использование данных мониторинга, их обработку, анализ и распространение результатов.
3.8. Периодичность и показатели мониторинга определяются планом и необходимостью проведения мониторинговых исследований для получения объективной информации о реальном состоянии дел в муниципальном бюджетном образовательном учреждении гимназии № 17.
С учетом изменений, происходящих в образовательном процессе, возможен пересмотр системы показателей мониторинга, совершенствование методов и направлений исследований и корректировка плана.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
– определение и обоснование объекта мониторинга;
– сбор данных, используемых для мониторинга;
– структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;
– обработка полученных данных в ходе мониторинга;
– анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
– подготовка документов по итогам анализа: аналитических материалов, справок, графиков, и т.п., содержащих аналитическую информацию, предложения по корректировке и совершенствованию мониторинговых объектов, процессов;
– принятие управленческих решений по совершенствованию образовательной системы;
– распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.
4.2. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются валидность, надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, стандартизированность и апробированность.
4.3. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.
В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками.
4.4. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).
5. МЕТОДЫ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.
Экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
В ходе мониторинговых исследований могут использоваться такие методы как наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, анализ и т.п.
5.2. В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня.
6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
6.1. Основные направления и содержание внутреннего мониторинга качества образования определяются перечнем обязательной информации о системе образования муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17, подлежащей мониторингу:
– уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование;
– содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, в т.ч. в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов;
– кадровое обеспечение в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;
– материально-техническое и информационное обеспечение в части реализации основных общеобразовательных программ;
– условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
– результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
– состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в части реализации основных общеобразовательных программ;
– финансово-экономическая деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
– создание безопасных условий при организации образовательного процесса.
Внутреннему мониторингу качества образования подлежат также следующие направления/процессы деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17:
– организация работы по приёму в муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназию № 17 и сохранению контингента;
– учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
– организация работы по поддержке и сопровождению одаренных детей;
– система воспитательной работы;
– работа с родительской общественностью, социальными партнерами, взаимодействие с внешней средой;
– библиотечное обеспечение образовательного процесса;
– уровень информатизации;
– организация работы по совершенствованию учительского корпуса;
– организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников;
– удовлетворенность участников образовательного процесса качеством образования;
– управление деятельностью;
– организация работы с выпускниками по продолжению образования или трудоустройству;
– другие направления в пределах компетенции муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17.
6.2. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий учебный год и вносятся в план внутреннего мониторинга качества образования.
6.3. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады, таблицы, графики и т.п.), которые доводятся до сведения педагогического коллектива , Учредителя, родителей (законных представителей) учащихся.
6.4. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных управленческих решений на уровне муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 17.