1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее положение составлено в соответствии с п.1 ст.17«Формы получения образования и формы обучения», п.3. ст.34«Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования», п.10 ст. 58 «Промежуточная аттестация обучающихся», ст.63 «Общее образование» Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Уставом МБОУ гимназии № 17. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 граждане Российской Федерации имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования.
1..2.С учетом потребностей и возможностей учащихся общеобразовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации», Устав гимназии разрешают сочетание различных форм получения образования.
Начальное общее, основное общее и среднее общее образование может быть получено в форме семейного образования и самообразования.
1.3. Семейное образование и самообразование, как формы обучения предполагают освоение общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с последующей аттестацией в МБОУ гимназии№ 17.
1.4. Для самообразования, семейного образования действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
1.5.Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования или самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в МБОУ гимназии№17. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.
1.6.Экстерны – лица, зачисленные в МБОУ гимназию № 17 для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
1.7.Промежуточная аттестация экстернов предшествует государственной итоговой аттестации и проводится по предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения.Получение образования в форме семейного образования предполагает освоение образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования несовершеннолетними гражданами с помощью родителей (законных представителей). Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в МБОУ гимназии № 17. Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных программ учащимися в форме семейного образования.
1.8.Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
1.9. Положение определяет порядок организации семейного образования в МБОУ гимназии №17.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ, СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, либо самим совершеннолетним учащимся. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
2.2.При выборе родителями (законными представителями) детей, совершеннолетними учащимися формы получения общего образования в форме семейного образования, самообразования родители (законные представители), совершеннолетние учащиеся:
2.2.1.Информируют об этом выборе Управление образования администрации Приокского района города Нижнего Новгорода.
2.2.2.Пишут заявление в гимназии для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. (приложение 1). Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие уровень освоения общеобразовательных программ: личное дело учащегося; справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении (приложение 2).
Кроме того, могут быть представлены документы об обучении в форме самообразования, семейного образования в образовательных организациях иностранных государств.
Право дать ребенку образование в форме семейного образования, самообразования может предоставляться всем родителям (лицам, их заменяющим), совершеннолетним учащимся. В приказе о зачислении ребенка в МБОУ гимназию №17 указывается форма получения образования. Приказ хранится в личном деле учащегося. Если учащийся является учеником гимназии, то в приказе оговаривается перевод на семейную форму обучения по одному, нескольким или всем предметам учебного плана. Личное дело учащегося хранится в МБОУ гимназии №17.
Отношения между ОО и родителями (и иными законными представителями) при организации семейного образования регулируются в соответствии с действующим законодательством.
2.3.Учащиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любом уровне общего образования: начального общего, основного общего и среднего общего; в любой период учебного года.
2.4.Учащиеся, получающие образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме.Перевод на другую форму получения образования осуществляется на основании приказа директора МБОУ гимназии №17.
2.5. Учащегося, его родителей (законных представителей) администрация гимназии знакомит с настоящим Положением, Положением о текущей и промежуточной аттестации учащихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения, программами учебных предметов в соответствии с учебным планом.
2.6.Для осуществления самообразования, семейного образования родители (лица их заменяющие) для получения консультаций могут:
— пригласить преподавателя самостоятельно;
— обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение;
— консультировать самостоятельно.
Родители (лица, их заменяющие) информируют общеобразовательное учреждение о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией гимназии возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации.
2.8.Образовательное учреждение на время обучения в форме семейного образования, самообразования:
-предоставляет учащемуся бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке гимназии;
-организует проведение необходимых консультаций по учебным предметам;
-предоставляет возможность пользоваться кабинетами для проведения лабораторных, практических работ (по согласованию с администрацией школы);
-осуществляет промежуточную и итоговую аттестации учащегося в соответствии с Положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.
Детям, получающим образование в форме семейного образования и испытывающим трудности в социальной адаптации организуется предоставление психолого- педагогической помощи в МБОУ гимназии №17.
3. АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
3.1.Сроки проведения, предметы, которые выносятся на промежуточную аттестацию учащихся в форме семейного образования, самообразования определяется образовательным учреждением самостоятельно на основании предоставленной справки о промежуточной аттестации в предыдущем образовательном учреждении.
3.2.По решению руководителя общеобразовательного учреждения экстерну могут быть перезачтены отметки по предметам, полученные ранее в другом образовательном учреждении.
3.3.Промежуточная аттестация по предмету проводится учителем-предметником, назначенным приказом директора гимназии.
3.4.Промежуточная аттестация может проводиться как письменно, так и устно. Формами проведения письменной аттестации являются:
- диктант;
- реферат
- контрольная работа;
- изложение с разработкой плана его содержания;
- сочинение или изложение с творческим заданием;
- тестирование;
- Лабораторная работа и т.д.
- К устным формам переводных экзаменов относятся:
- экзамен по билетам;
- сдача нормативов по физической культуре;
- зачет
- собеседование.
3.4.Устная аттестация по билетам предполагает ответы на вопросы, сформулированные в билетах, выполнение предложенных практических заданий (решение задачи, разбор предложения, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта и т.д.).
3.5.При желании учащегося и по решению педагогического совета образовательного учреждения аттестация может проводиться по индивидуальным программам и по щадящей схеме (при наличии медицинского заключения).
3.6.Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
3.7.Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в форме экзамена.
3.8.Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, не более двух раз. Сроки устанавливаются приказом директора гимназии. В указанный период не включаются время болезни учащегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
3.9.Форму проведения промежуточной аттестации для ликвидации академической задолженности определяет учитель по согласованию с заместителем директора.
3.10.Для проведения промежуточной аттестации во второй раз приказом директора создается комиссия.
3.11.Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной аттестации.
3.12.Учащиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, самообразования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в гимназии.
3.13.Перевод учащегося в последующий класс производится по решению педагогического совета образовательного учреждения по результатам промежуточной аттестации в конце учебного года.
3.14.Для получения документа об основном общем и среднем общем образовании, обучающийся в форме семейного образования, самообразования, проходит государственную итоговую аттестацию по общеобразовательным программам в соответствии с законодательством РФ.
3.15.При проведении промежуточной аттестации учащегося оценивается его подготовка установленным требованиям:
-федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования (ФГОС) (для 1-4 классов);
-федерального компонента государственного стандарта общего образования (ФКГОС)( для 5-11 классов).
3.16.Промежуточная аттестация учащихся, получающих образование в форме семейного образования, проводится по учебным предметам инвариантной части учебного плана МБОУ гимназии № 17. По заявлению родителей (законных представителей) ребенка промежуточная аттестация проводится по учебным предмета вариативной части учебного плана МБОУ гимназии № 17.
3.16.Результаты промежуточной аттестации фиксируются в протоколах, по итогам окончания обучения в очередном классе, заносятся в личное дело.
3.17.Освоение учащимся общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией. К итоговой аттестации допускаются учащиеся в форме семейного образования, самообразования, прошедшие промежуточную аттестацию по всем или отдельным предметам, за курс одного или нескольких классов общего образования.
Результаты промежуточной аттестации заносятся в протокол зачётов и подписывается всеми членами комиссии. Протокол зачётов хранится в делопроизводстве по семейному образованию. Родители (законные представители) или приглашённый ими учитель имеют право участвовать в проведении промежуточной аттестации.
4. Права учащихся
4.1.Экстерны при проведении промежуточной аттестации имеют право на рассмотрение спорных вопросов при оценивании знаний.
5. Порядок разрешения разногласий, возникающих при проведении промежуточной аттестации
5.1. В случае несогласия учащегося с отметкой, полученной при проведении промежуточной аттестации по одному из предметов, по заявлению учащегося в общеобразовательном учреждении приказом директора создается предметная комиссия для проведения промежуточной аттестации учащегося по данному предмету.
6. Делопроизводство
6.1. В течение 7 дней после подачи заявления и документов, указанных в Положении, директор гимназии издает приказ о зачислении учащегося в гимназию для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
6.2. Учащийся, получающий образование в форме семейного образования, самообразования, числится в списке учащихся гимназии, и учитываются в отдельном делопроизводстве.
6.3. Если учащийся обучался ранее в МБОУ гимназии № 17 очно, то в классном журнале на каждой странице напротив его фамилии классный руководитель делает запись «Перевод на семейную форму обучения с ……..(указывается дата перехода согласно приказу)»
6.4. В приказе о зачислении учащегося в гимназию в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации также указываются:
– список перезачтенных предметов и отметок, полученных ранее в другом образовательном учреждении,
– предметы, выносимые на промежуточную аттестацию,
– учителя-предметники, ответственные за подготовку материалов и проведение промежуточной аттестации;
– график прохождения промежуточной аттестации.
6.5. На каждого экстерна заводится личное дело, в котором находятся:
– заявление о переходе на семейную форму обучения (самообразование);
– заявление о зачислении учащегося в гимназию в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации;
– справки о промежуточной аттестации;
– протоколы проведения промежуточной аттестации (повторной промежуточной аттестации);
– приказы о переводе в следующий класс;
– приказы о переводе экстерна, не ликвидирующего в установленные сроки академической задолженности.
6.6.Учителя-предметники предоставляют на согласование заместителю директора пакет документов для проведения промежуточной аттестации в течение 7 дней после издания приказа.
6.7.Пакет документов для подготовки к промежуточной аттестации передается экстерну не более, чем через 10 дней после подачи заявления.
6.8. При проведении промежуточной аттестации учитель-предметник, проводящий промежуточную аттестацию по предмету, заполняет протокол (приложение 3). После проведения промежуточной аттестации протокол сдается заместителю директора.
6.9. При проведении промежуточной аттестации повторно комиссией, созданной приказом директора, заполняется протокол (приложение 4). После проведения промежуточной аттестации протокол сдается заместителю директора.
6.10. В случае принятия решения экстерном поменять форму обучения на очную, он обращается с заявлением в гимназию по установленной форме.
6.11.Если семейное обучение реализуется кратковременно, по нескольким предметам, то учащийся остаётся в контингенте класса, в классном журнале фиксируется текущая успеваемость и итоги промежуточной аттестации за четверть, год по всем другим предметам, а по предметам, изучаемым в семейной форме, выставляются итоги промежуточной аттестации в виде четвертных, годовых отметок на основании протоколов зачётов.
6.12.Если в семейной форме ведётся обучение в полном объёме, то оно отражается в отдельном журнале. В журнал класса, в котором числится обучаемый, выносятся четвертные, годовые отметки на основании протоколов промежуточной аттестации.
6.13.Протоколы промежуточной аттестации, протоколы экзаменов государственной (итоговой аттестации) обучающихся в семье хранятся в течение 3 лет.
7 .ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ, СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
7.1. Самообразование, семейное образование являются бесплатными формами освоения общеобразовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.
7.2. Оплата труда работников, привлекающихся для проведения занятий с учащимся, получающим образование в форме семейного образования, самообразования при приёме устных и письменных экзаменов, зачётов, проведения собеседований, консультаций осуществляется за счёт выделения общеобразовательному учреждению средств, в пределах фонда оплаты труда с учетом нагрузки и доплат работнику за проверку (работ) тетрадей.
За указанные виды работ, если они осуществляются сверх учебной нагрузки, установленной педагогическому работнику при тарификации, производится почасовая оплата по ставкам.
7.3. МБОУ гимназия № 17 по желанию учащегося может оказывать дополнительные платные образовательные услуги.
Приложение №1
К Положению
о получении учащимися
общего образования
в форме семейного образования
и самообразования
Директору МБОУ гимназии № 17
Е.Ф.Лебедевой
________________________
________________________
________________________
(Ф.И.О.)
З А Я В Л Е Н И Е
Прошу зачислить меня (моего ребенка)
_______________________________________________________________,
учащегося ____класса в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Дата Подпись
Приложение №2
к Положению
о получении учащимися
общего образования
в форме семейного образования
и самообразования
СПРАВКА
о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении
________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
в_ ______________________________________________________________
(наименование общеобразовательного учреждения, адрес)
________________________________________________________________
в ___________учебном году пройдена промежуточная аттестация
N п/п |
Наименование учебных предметов |
Полугодие (четверть), класс, полный курс предмета |
Оценка |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
|
|
Государственная аттестация пройдена по следующим предметам |
|||
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
____________________ ______________________________ класс.
(Ф. И.О. учащегося) (продолжит обучение, переведен)
Директор общеобразовательного учреждения ________________ /_______________
(М.П.) "___"____________________г.
Приложение №3
к Положению
о получении учащимися
общего образования
в форме семейного образования
и самообразования
ПРОТОКОЛ
проведения
промежуточной аттестации экстерна за _____ полугодие
По предмету ____________________________________________________
Класс _________________ МБОУ гимназии № 17 г. Нижнего Новгорода
Ф.И.О. экзаменующего учителя ____________________________________
Экзамен проводился в форме_______________________________________
Экзамен начался в час____________ мин________
Экзамен закончился в час_________ мин________
№ |
Ф.И.О. экзаменующегося |
Темы сочинения, номер взятого билета |
Экзаменац оценка |
1 |
|
|
|
Особое мнение учителя об оценке ответов экстерна__________________
__________________________________________________________________
Дата проведения экзамена __________________________________________
Дата внесения в протокол оценки _____________________________________
Учитель: __________________________________________________________
Приложение №4
к Положению
о получении учащимися
общего образования
в форме семейного образования
и самообразования
ПРОТОКОЛ
Проведения повторной промежуточной аттестации экстерна за _____полугодие
По предмету_____________________________________________________
Класс _________________ МБОУ гимназии №17 г. Нижнего Новгорода
Ф.И.О. председателя экзаменационной комиссии________________________________________________________
Ф.И.О. экзаменующего учителя ____________________________________
Ф.И.О. ассистента для экзамена ____________________________________
Экзамен проводился в форме_______________________________________
Экзамен начался в час____________ мин________
Экзамен закончился в час_________ мин________
№ |
Ф.И.О. экзаменующегося |
Темы сочинения, номер взятого билета |
Экзаменац оценка |
1 |
|
|
|
Особые мнения членов экзаменационной комиссии об оценке ответов экстерна _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Запись о случаях нарушений установленного порядка экзамена и решение экзаменационной комиссии __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата проведения экзамена __________________________________________
Дата внесения в протокол оценки _____________________________________
Председатель экзаменационной комиссии:_____________________________
Учитель: __________________________________________________________
Ассистент: ________________________________________________________
_