I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение МБОУ гимназии № 17 (именуемой в дальнейшем Гимназия) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Постановлением администрации г.Нижнего Новгорода от 29.10.2012г. № 4569 «Об утверждении Положения об организации индивидуального обучения детей на дому в муниципальных образовательных учреждениях г.Нижнего Новгорода», Уставом МБОУ гимназии № 17 и регламентирует формы, периодичность, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся, систему оценивания текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся.
1.2. Настоящее положение разработано с целью выработки единых подходов к формам, порядку и периодичности промежуточной аттестации учащихся.
1.3. Настоящее положение повышает ответственность учителя-предметника за результат труда и за степень усвоения учащимися государственного образовательного минимума.
1.4. Положение о форме, периодичности и порядке проведения текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся рассматривается на заседании Педагогического совета Гимназии, имеющим право вносить в него свои изменения, дополнения и утверждается директором Гимназии.
1.5. Текущий контроль – это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой, обеспечивающая оперативное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировку.
1.6. Промежуточная аттестация – это процесс, устанавливающий соответствие уровня и качества знаний, умений и навыков, сформированности компетенций учащихся за данный период требованиям учебных программ, государственного образовательного стандарта (с 01.09.2009г. федерального государственного образовательного стандарта).
1.7. Целью текущего контроля и промежуточной аттестации является:
– установление фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, сформированности компетенций у учащихся по предметам обязательного компонента учебного плана;
– соотнесение этого уровня с требованиями учебных программ, государственного образовательного стандарта (с 01.09.2009г. федерального государственного образовательного стандарта);
– контроль за выполнением учебных программ.
II. Формы, периодичность и порядок проведения
текущего контроля успеваемости учащихся
2.1. Текущей аттестации подлежат учащиеся всех классов.
2.2. Текущая аттестация учащихся 1-го класса в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классном журнале (в электронном классном журнале) в виде отметок по пятибалльной шкале.
2.3. Текущая аттестация учащихся по предмету «ОРКСЭ» в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классном журнале (в электронном классном журнале) в виде отметок по пятибалльной шкале. Оценка результатов образования учащихся по модулям предусмотрена в рамках последнего, завершающего, раздела курса в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
2.4. Текущая промежуточная аттестация учащихся 2-9 классов осуществляется по предметам с недельной нагрузкой 1 час и более одного часа – по четвертям с фиксацией их достижений в классном журнале (в электронном классном журнале) в виде отметок по пятибалльной шкале.
2.5. Текущая промежуточная аттестация учащихся 10-11-х классов осуществляется по полугодиям с фиксацией их достижений в классном журнале (в электронном классном журнале) в виде отметок по пятибалльной шкале.
2.6. Учащиеся, обучающиеся индивидуально на дому, аттестуются по всем предметам Федерального компонента учебного плана Гимназии, в том числе, изученным самостоятельно согласно договору об индивидуальном обучении ребенка на дому между Гимназией и родителями (законными представителями) учащегося. По предметам школьного компонента учебного плана Гимназии учащиеся, обучающиеся индивидуально на дому, аттестуются согласно учебному плану индивидуального обучения и договору об индивидуальном обучении ребенка на дому между Гимназией и родителями (законными представителями) учащегося. Учащиеся 2-9 классов – по четвертям, учащиеся 10-11 классов – по полугодиям. Оценки за каждую четверть (каждое полугодие) выставляются сразу после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти (полугодии) в журнале индивидуального обучения учителями-предметниками и переносятся классным руководителем в классный журнал (электронный классный журнал).
2.7. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе аттестации в данных учебных заведениях. В этом случае классный руководитель вкладывает в личное дело учащегося табель с результатами обучения в санатории или больнице; отметки из табеля в классный журнал не переносятся. В случае отсутствия такого документа приказом директора Гимназии создается комиссия из числа учителей, работающих в классе. Для принятия зачетов по изученным темам. Решение комиссии оформляется протоколом.
2.8. Учащиеся, пропустившие по независящим от них обстоятельствам более половины учебного времени, не аттестуются. Вопрос об аттестации таких учащихся решается в индивидуальном порядке педагогическим советом Гимназии по согласованию с родителями.
2.9. В Гимназии используются следующие формы текущего контроля:
– устный опрос:
– индивидуальный: проверка техники чтения, пересказ, сообщение на тему, ответы на вопросы, защита проектов, докладов, рефератов с использованием мультимедийных технологий, зачет;
– фронтальный: в форме беседы с классом;
– комбинированный;
– письменный опрос: контрольное списывание, контрольная работа, проверочная, самостоятельная работа, тестирование, диктант, изложение, сочинение, карточки-задания, составление плана, тезисов; решение задач, примеров; математические диктанты, составление чертежей, схем, таблиц, доклады, рефераты, зачет;
– практическая проверка: лабораторная или практическая работа.
2.10. Форму текущего контроля выбирает учитель с учетом контингента учащихся, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущей аттестации подается учителем одновременно с представлением календарно-тематического планирования изучения программы.
2.11. Оценивание письменных самостоятельных, контрольных и другие видов работ учащихся осуществляется по 5-балльной шкале. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал (электронный классный журнал) к следующему уроку, за исключением отметок за творческие работы по русскому языку и литературе в 5-11-х классах, где отметки выставляются не позднее чем через неделю после их проведения.
Две отметки за сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляются в классном журнале (в электронном классном журнале) в одной клетке.
Допускается повторное выполнение работы, оцененной отметкой «2». При повторном выполнении аналогичной работы отметка выставляется в классный журнал (в электронный классный журнал) в следующую графу.
2.12. Классные руководители обязаны систематически доводить до сведений учащихся и их родителей результаты текущей аттестации не реже, чем один раз в две недели. В случае неудовлетворительных результатов четверти, полугодия, учебного года классные руководители в трехдневный срок обязаны довести эту информацию до сведения родителей в письменном виде под роспись с указанием даты ознакомления. Письменное извещение родителям о неудовлетворительных результатах четверти, полугодия, учебного года хранится у заместителя директора по учебной работе.
III. Формы, периодичность и порядок проведения
полугодовой и годовой промежуточной аттестации
3.1. К годовой промежуточной аттестации допускаются все учащиеся переводных классов.
3.2. Учебный год для учащихся 2-4-х классов заканчивается проведением промежуточной аттестации по английскому языку.
3.3. Промежуточная аттестация по английскому языку по итогам учебного года проводится в устной форме и включает следующие виды заданий:
– 2 класс – пересказ стихотворения наизусть, проверка техники чтения, устные ответы на вопросы по предложенной теме;
– 3 класс – диалог с опорой на карточки, описание картины с опорой на образец;
– 4 класс – монологическая устная речь по предложенной теме, выполнение заданий по прочитанному тексту.
3.4. Для учащихся 5-8,10-х классов учебный год заканчивается проведением промежуточной аттестации. Обязательным предметом для проведения промежуточной аттестации является английский язык.
3.5. За разработку материалов для проведения промежуточной аттестации отвечает школьное методическое объединение гуманитарного цикла. Содержание материалов, критерии оценок согласовываются с заместителем директора и сдаются в учебную часть за месяц до проведения промежуточной аттестации.
3.6. Промежуточная аттестация во 2-8, 10-х классах проводится по особому расписанию, утверждаемому директором Гимназии. Расписание размещается на информационном стенде и сайте Гимназии не позднее, чем за две недели до начала промежуточной аттестации.
3.7. Для проведения промежуточной аттестации создаются предметные аттестационные комиссии, состав которых утверждается приказом директора.
3.8. Учащиеся, заболевшие в период проведения промежуточной аттестации, приказом директора Гимназии могут быть освобождены от промежуточной аттестации на основании справки из медицинского учреждения и решения педагогического совета, или аттестация может быть перенесена на другой срок.
3.9. В случае несогласия учащихся и их родителей (законных представителей) с выставленной отметкой по предмету в рамках проведения промежуточной аттестации, она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей (законных представителей) приказом директора Гимназии создается комиссия в составе трех человек, которая в аналогичной форме определяет соответствие выставленной отметки фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол храниться в личном деле учащегося.
3.10. Анализ промежуточной аттестации предоставляется директору Гимназии заместителем директора, заслушивается на педагогическом совете. По итогам анализа промежуточной аттестации издается приказ.
3.11. От промежуточной годовой аттестации освобождаются учащиеся, обучающиеся индивидуально на дому, при условии, что они успевают по всем предметам.
3.12. По итогам года учащимся 2-11-х классов выставляются годовые отметки.
3.13. Неудовлетворительные результаты годовой промежуточной аттестации по английскому языку или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
3.14. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
3.15. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему предмету не более двух раз в сроки, определяемые педагогическим советом Гимназии, в пределах одного года с момента образования задолженности. В указанный период не включается время болезни учащегося.
3.16. Для проведения годовой промежуточной аттестации во второй раз создается комиссия.
3.17. Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года в сроки, установленные педагогическим советом Гимназии, возлагается на их родителей (законных представителей).
3.18. Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования или самообразования вправе пройти экстерном промежуточную аттестацию. Формы и сроки аттестации определяются педагогическим советом Гимназии на основании заявления родителей (законных представителей) учащегося.
3.19. Гимназия, родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
3.20. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной аттестации.
IV.Система оценивания текущего контроля и промежуточной аттестации
4.1. В Гимназии принята 5-бальная шкала отметок: «5» – отлично; «4» – хорошо; «3» – удовлетворительно; «2» – неудовлетворительно.
4.2. Отметку "5" – получает учащийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях; учащийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
4.3. Отметку "4" – получает учащийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы (правильный, но не совсем точный ответ).
4.4. Отметку "3" – получает учащийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно учащийся обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
4.5. Отметку "2" – получает учащийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки (неправильный ответ).
4.6. Итоги промежуточной годовой аттестации учащихся оцениваются
по 5-балльной шкале. Отметки выставляются в классном журнале (в электронном классном журнале).
4.7. В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты осуществляются следующие мероприятия по оценке достижения планируемых результатов:
– оценивание личностных, метапредметных, предметных результатов образования учащимися начальных классов, используя комплексный подход;
– организация работы по накопительной системе оценки в рамках Портфолио достижений учащихся начальных классов по трем направлениям:
– систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений);
– выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые стандартизированные работы по русскому языку, математике, окружающему миру;
– материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, спортивных мероприятиях).
4.8. По федеральному государственному образовательному стандарту итоговая комплексная работа учащихся начальной ступени обучения оценивается в стобалльной шкале и переводится в пятибалльную шкалу (в соответствии с рекомендациями к работе) и отметки выставляются в классный журнал (в электронный классный журнал).
Качество освоения программы |
Уровень достижений |
Отметка в балльной шкале |
90-100% |
высокий |
«5» |
66 -89% |
повышенный |
«4» |
50 -65 % |
средний |
«3» |
меньше 50% |
ниже среднего |
«2» |
4.9. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются не позднее, чем за 1 учебный день до начала каникул.
4.10. Отметки учащимся за четверть (полугодие) выставляются на основе результатов устных и письменных ответов, а также результатов работ (контрольные работы, самостоятельные работы, тестирование, лабораторные и практические работы), имеющих контрольный характер.
4.11. Годовые отметки выставляются учителями на основании фактического уровня знаний, умений и навыков, компетенций учащихся с учетом четвертных (во 2-9-х классах), полугодовых оценок (в 10-11-х классах).
4.12. Отметки учащихся за четверть (полугодие), год должны быть обоснованы (то есть соответствовать успеваемости учащегося в оцениваемый период). При спорной четвертной (полугодовой), годовой оценке, критерием её выставления являются отметки за письменные работы.
4.13. В 10-11 классах годовая отметка по предмету выставляется следующим образом:
– среднее арифметическое полугодовых отметок, если разница между ними составляет два балла;
– если разница между отметками составляет один балл, то годовая отметка выставляется по усмотрению учителя;
– если полугодовые отметки не отличаются, то выставляется аналогичная годовая отметка.
4.14. Для объективной аттестации учащихся за четверть необходимо не менее 3 отметок при одночасовой учебной нагрузке по предмету и не менее 5 при учебной нагрузке более 2 часов в неделю.