1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В своей деятельности ПМПк руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года, Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Семейным кодексом РФ, Уставом школы.
ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Целью ПМПк является обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
В задачи ПМПк школы входит:
выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
– подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в
специальном коррекционном учреждении;
выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;
анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,
формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
решение вопроса о создании в рамках школы условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное обучение на дому, экстернат и др.);
при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии — определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;
– профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных
перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и
психологически адекватной образовательной среды;
– подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие
ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;
– организация взаимодействия между педагогическим коллективом
образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ, СОСТАВ ПМПк
Психолого-медико-педагогический консилиум создается в школе по приказу директора. В состав ПМПк входят заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учителя, врач-педиатр (по договоренности), учитель-логопед и (или) педагог-психолог и другие специалисты. ПМПк определяет направления компенсирующе-развивающей работыс обучающимися. ПМПк работает во взаимодействии с психолого-медико-педагогической комиссией района.
Психолого-медико-педагогический консилиум – организационная форма, в рамках которой возможно:
психологическое ознакомление субъектов учебно-воспитательного процесса с особенностями развития ребенка;
более тщательное, объективное наблюдение и оценка педагогами различных сторон обучения и поведения детей.
выработка общего решения тех или иных проблем;
объединение усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;
– определение программы индивидуального развития ребенка;
– распределение обязанности и ответственность субъектов учебно-
воспитательного процесса;
– координирование действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.
4. ФУНКЦИИ ПМПк
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей).
Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения юле мы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
Экспертно-диагностическая функция:
Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с детьми проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей) и, при желании, в их присутствии.
ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования (формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности), способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум.
Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской, социальной и правовой помощи.
Функция сопровождения
На основании данных диагностического исследования специалисты ПМПк определяют специальные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии. Определив образовательные потребности ребенка, специалисты консилиума разрабатывают определенный индивидуальный маршрут проблемного ребенка; дают рекомендации педагогам, родителям, ребенку; непосредственно воздействуют на личность учащегося в ходе собеседования. Эта работа сопровождает ребенка и его проблему до достижения стабильной положительной динамики.
Реабилитирующая функция
Данная функция предполагает защиту интересов ребенка и его семьи. Реабилитация может быть: семейной, в процессе которой педагог стремится повысить глазах родителей статус ребенка, как члена семьи; школьной, в процессе которой ПМПк способствует разрушению отрицательного стереотипа ребенка, сложившегося у педагогов, а также повышению его статуса в коллективе класса.
5. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПМПк
Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.
Деятельность плановых консилиумов направлена на: анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети); определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с трудностями адаптации в данных образовательных условиях.
Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь — учителей, воспитателей), непосредственно работающих с ребенком.
Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.
Задачи внепланового консилиума следующие: решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, касающимся конкретного ребенка; внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения в случаях их неэффективности.
Периодичность ПМПк определяется реальным запросом школы на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии. Не реже одного раза в полугодие проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи.