1. Правовые источники

Настоящее положение разработано в соответствии с документами:

1.1. Федеральным Законом от  29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

1.2. Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10;

1.3. Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии №17;

1.4. Учебным планом на текущий год;

1.5. Правилами внутреннего трудового распорядка.

 

2. Общие положения

1.1. Расписание уроков является основным документом, в соответствии с которым осуществляется учебный процесс.

1.2. Связующим звеном всей урочной и внеурочной деятельности педагогического коллектива, фундаментом для развития творчества в совместной работе «учитель + ученик» является расписание занятий – один из основных организационных документов, определяющий работу  школы.

1.3. Цели расписания уроков:

·         создание наиболее оптимальных условий обучения, воспитания и развития учащихся;

·         создание комфортных условий деятельности учащихся и учителей;

·         организация нормального эффективного режима функционирования образовательного учреждения.

1.4. Режим работы по пятидневной или шестидневной неделе определяется ОУ самостоятельно.

1.5. В практической работе школы используется федеральный базисный учебный план, разработанный на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, в котором устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения: федеральный компонент – не менее 75 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; региональный компонент – не менее 10 %; компонент ОУ – не менее 10 %.

1.6.  Расписание устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели, учебного года. На его основе организуется внеклассная и внешкольная работа, дежурство администрации и учителей, работа библиотеки и проведение классных и общешкольных родительских собраний, деятельность ученических организаций и связь с общественностью, работа кружков и секций дополнительного образования.

1.7. Для создания оптимальных условий деятельности педагогического и ученического коллективов и эффективности работы образовательного учреждения необходимо учитывать требования к санитарно-гигиеническому режиму образовательного процесса и составлению расписания (приложение 1).

1.8.  При составлении расписания в образовательном учреждении учитываются и интересы учащихся, и социальный заказ родителей, и интересы учителей. Разрешение проблем в ходе работы над составлением расписания нацеливать на целесообразность организации учебно-воспитательного процесса (приложение 2).

1.9. При составлении расписания необходимо учитывать дневную и недельную кривую изменения работоспособности учащихся (приложение 3).

1.10. Школьное расписание оценивается положительно, если выполнены основные требования (приложение 4):

·         равномерность распределения учебной нагрузки в течение недели;

·         один или два «пика» (не более двух) распределения недельной нагрузки, исключая понедельник и субботу;

·         один день с наименьшей учебной нагрузкой, минимальная нагрузка в конце недели (в субботу).

2. Ответственные

Ответственным за составление  расписания по должностным обязанностям является заместитель директора по УР.

3. Порядок работы над расписанием.

Расписание составляется один раз в год

3.1. В течение года расписание может корректироваться (индивидуально по классам) в связи болезнью педагогов и по другим уважительным причинам.

3.2. Стабильное расписание составляется к 10 сентября.

3.3. После составления расписания оно утверждается директором школы.

3.4. Исправления в расписании учителями и учащимися не допускаются.

 

                           Приложение 1

Требования к санитарно-гигиеническому режиму образовательного процесса

В соответствии со ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам: гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки:

Класс

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

при

шестидневной

неделе

при

пятидневной

неделе

1

21

2-4

26

 

5

32

 

6

33

 

7

35

 

8

36

 

9

36

 

10

37

 

 

·         часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки;

·         продолжительность урока не должна превышать 45 минут;

·         учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов;

·         в начальных классах плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике;

·         расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий;

·         факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков;

·         в начальных классах сдвоенные уроки не проводятся;

·         для учащихся в 5-9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков технологии, физкультуры целевого назначения;

·         сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся в 5-9-х классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или чередованием предметов;

·         в 10-11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам;

·         для предупреждения и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся должны иметь облегченный учебный день;

·         при составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для учащихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов;

·         расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся;

·         расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

 

Приложение 2

Основные требования к составлению расписания учебных занятий

Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:

         Необходимо создать наилучшие условия для обеспечения эффективного труда учащихся: обеспечить учет санитарно-гигиенических норм, динамики дневной и недельной работоспособности учащихся, сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми.

         Необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя:

·         обеспечить учет требований к расписанию, отраженных во внутришкольном коллективном договоре,

·         создать оптимальные условия для учебно-воспитательной работы учителя в качестве учителя-предметника и в качестве классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя группы продленного дня, учителя-предметника и педагога дополнительного образования.

         Необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих работу ОУ: исполнять требования нормативных документов как вышестоящих организаций, так и внутришкольных.

      Необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной работы и условий для развития дополнительного образования: обеспечить целостную взаимосвязь урочной системы ОУ с внеурочной (совещания, классные часы, мероприятия, факультативы, спецкурсы, индивидуально-групповые консультации, профориентационная работа, кружки, секции).

      Необходимо учесть материально-технические возможности:

·         предоставить равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах, спортивных залах,  для пользования библиотекой,

·         создать условия для эффективного использования технических средств.

 

Приложение 3

Учёт работоспособности и её динамики в процессе учебной деятельности

Работоспособность учащихся не остается неизменной в течение дня или недели.

Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели

Классы

Благоприятные дни

Неблагоприятные дни

1-4

Вторник, среда, четверг

Понедельник, пятница, суббота

5

Понедельник, вторник

Среда – суббота

6

Вторник, четверг, пятница, суббота

Понедельник, среда

7-8

Вторник, среда, четверг, суббота

Понедельник, пятница

9-11

Среда, четверг, пятница

Понедельник, вторник, суббота

 

 

Работоспособность второй половины дня и недели больше подвержена колебаниям и ниже, чем в первой половине.

Предметы по степени «трудности» («трудность» – довольно условное и относительное понятие) в педагогической практике принято делить на 4 группы:

1 группа– русский язык, родной язык (в национальной школе), математика, химия,
физика, иностранный язык;

2 группа– природоведение, биология, география, астрономия;

3 группа– литература, история, экономическая культура, черчение;

4 группа– технология, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, ОБЖ. «Трудными» предметами являются и те, с которыми учащиеся встречаются впервые: химия (8кл.), физика (7кл.), иностранный язык (5кл.) и т.д.

 

Приложение 4

Оценочная шкала расписания учебных занятий

В качестве гигиенической оценки расписания учебных занятий можно использовать ранговую шкалу трудности:

На утомляемость учащихся влияют и следующее «семейство» факторов: объем информации; степень новизны изучаемого материала; мастерство учителя; методическая структура урока; психологический климат класса и взаимоотношения с учителем; интерес к предмету; материально-техническое оснащение урока.

На степень утомляемости влияет и учет продуктивных и непродуктивных уроков (# – рост работоспособности от начала к концу урока, $ – падение работоспособности к концу урока):

 

Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки в течение дня

Класс

Продуктивные уроки

Непродуктивные уроки

1-2

1# 2$ 4$

3#

3-5

1$ 2$ 3$

4$

6-7

1$ 2$ 3$ 5$

4$ 6$

8

1# 2$ 3$ 5$

4$ 6$

9

1$ 2$ 3$ 5$

4$ 6$

10

1$ 2$ 3$ 5# 6#

4#

11

1# 2$ 3$ 5$ 6$

4$

 

 

 

 

 

Основные этапы работы над составлением расписания уроков

1 этап (подготовительный, аналитический):

·         анкетирование учителей по вопросам нагрузки на новый учебный год (февраль, март);

·         анкетирование родителей и учащихся по вопросам организации учебно-воспитательного процесса (январь – март);

·         сбор необходимых документов и материалов.

Кроме аналитических данных, необходимы рабочие материалы для практической части составления расписания уроков.

Перечень материалов, необходимых д ля составления расписания:

-учебный план ОУ, согласованный с вышестоящими инстанциями;

-сведения о количестве классов и наполняемости классов (согласно ОШ);

-сведения о делении классов на подгруппы, паспорт класса;

-сведения о классных руководителях и закрепление классов за учебными кабинетами;

-сведения о количестве учебных кабинетов, их вместимости, закрепление за учителями;

-распределение классов и параллелей по сменам с учетом возможностей размещения классов по учебным кабинетам;

-расписание звонков;

-информация от директора ОУ об обязательных методических днях администрации, об организации преподавательской деятельности администрации;

-сведения о совместителях;

-сводная информация по нагрузке учителей.

2 этап (практический):

·         заготовки форм необходимых таблиц: таблицы детского и взрослого расписаний, занятость кабинетов,

·         одновременное заполнение таблиц детского и взрослого расписаний и их постоянная корректировка во время заполнения,

·         выверка учебной нагрузки по учителям и по классам,

·         расстановка кабинетов и заполнение таблицы занятости кабинетов;

3 этап (оценочный):

·         проверка рационального использования сил педагогов, ограничение количества «окон» до минимума,

·         проверка обязательных методических дней учителей и администрации, количества часов дневной нагрузки (не должно превышать 8 уроков),

·         гигиеническая оценка расписания;

4 этап (информационный):

·         сообщение расписания всем участникам образовательного процесса,

·         получение и переработка информации по корректировке расписания уроков,

·         регулярная своевременная информация об изменениях в расписании уроков.

 

Замена уроков

Ежедневное изменение режима учебной деятельности с учетом:

нахождения учителей на больничном, на курсах повышения квалификации, на семинарах, конкурсах и т.д.

Замена уроков качественна, если она: рациональна, своевременна, доступна и учителям, и обучающимся.

Перечень, необходимых материалов:

-расписание звонков;

-расписание уроков по учителям;

-таблица занятости учебных кабинетов и спортивных залов;

-таблица свободных учебных кабинетов;

-таблица замены;

-список учителей, отсутствующих в данный учебный день.