1. Правовые источники
Настоящее положение разработано в соответствии с документами:
1.1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
1.2. Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10;
1.3. Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии №17;
1.4. Учебным планом на текущий год;
1.5. Правилами внутреннего трудового распорядка.
2. Общие положения
1.1. Расписание уроков является основным документом, в соответствии с которым осуществляется учебный процесс.
1.2. Связующим звеном всей урочной и внеурочной деятельности педагогического коллектива, фундаментом для развития творчества в совместной работе «учитель + ученик» является расписание занятий – один из основных организационных документов, определяющий работу школы.
1.3. Цели расписания уроков:
· создание наиболее оптимальных условий обучения, воспитания и развития учащихся;
· создание комфортных условий деятельности учащихся и учителей;
· организация нормального эффективного режима функционирования образовательного учреждения.
1.4. Режим работы по пятидневной или шестидневной неделе определяется ОУ самостоятельно.
1.5. В практической работе школы используется федеральный базисный учебный план, разработанный на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, в котором устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения: федеральный компонент – не менее 75 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; региональный компонент – не менее 10 %; компонент ОУ – не менее 10 %.
1.6. Расписание устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели, учебного года. На его основе организуется внеклассная и внешкольная работа, дежурство администрации и учителей, работа библиотеки и проведение классных и общешкольных родительских собраний, деятельность ученических организаций и связь с общественностью, работа кружков и секций дополнительного образования.
1.7. Для создания оптимальных условий деятельности педагогического и ученического коллективов и эффективности работы образовательного учреждения необходимо учитывать требования к санитарно-гигиеническому режиму образовательного процесса и составлению расписания (приложение 1).
1.8. При составлении расписания в образовательном учреждении учитываются и интересы учащихся, и социальный заказ родителей, и интересы учителей. Разрешение проблем в ходе работы над составлением расписания нацеливать на целесообразность организации учебно-воспитательного процесса (приложение 2).
1.9. При составлении расписания необходимо учитывать дневную и недельную кривую изменения работоспособности учащихся (приложение 3).
1.10. Школьное расписание оценивается положительно, если выполнены основные требования (приложение 4):
· равномерность распределения учебной нагрузки в течение недели;
· один или два «пика» (не более двух) распределения недельной нагрузки, исключая понедельник и субботу;
· один день с наименьшей учебной нагрузкой, минимальная нагрузка в конце недели (в субботу).
2. Ответственные
Ответственным за составление расписания по должностным обязанностям является заместитель директора по УР.
3. Порядок работы над расписанием.
Расписание составляется один раз в год
3.1. В течение года расписание может корректироваться (индивидуально по классам) в связи болезнью педагогов и по другим уважительным причинам.
3.2. Стабильное расписание составляется к 10 сентября.
3.3. После составления расписания оно утверждается директором школы.
3.4. Исправления в расписании учителями и учащимися не допускаются.
Приложение 1
Требования к санитарно-гигиеническому режиму образовательного процесса
В соответствии со ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам: гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки:
Класс |
Максимально допустимая недельная нагрузка в часах |
|
при шестидневной неделе |
при пятидневной неделе |
|
1 |
– |
21 |
2-4 |
26 |
|
5 |
32 |
|
6 |
33 |
|
7 |
35 |
|
8 |
36 |
|
9 |
36 |
|
10 |
37 |
|
· часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки;
· продолжительность урока не должна превышать 45 минут;
· учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов;
· в начальных классах плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике;
· расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий;
· факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков;
· в начальных классах сдвоенные уроки не проводятся;
· для учащихся в 5-9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков технологии, физкультуры целевого назначения;
· сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся в 5-9-х классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или чередованием предметов;
· в 10-11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам;
· для предупреждения и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся должны иметь облегченный учебный день;
· при составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для учащихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов;
· расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся;
· расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
Приложение 2
Основные требования к составлению расписания учебных занятий
Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:
Необходимо создать наилучшие условия для обеспечения эффективного труда учащихся: обеспечить учет санитарно-гигиенических норм, динамики дневной и недельной работоспособности учащихся, сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми.
Необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя:
· обеспечить учет требований к расписанию, отраженных во внутришкольном коллективном договоре,
· создать оптимальные условия для учебно-воспитательной работы учителя в качестве учителя-предметника и в качестве классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя группы продленного дня, учителя-предметника и педагога дополнительного образования.
Необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих работу ОУ: исполнять требования нормативных документов как вышестоящих организаций, так и внутришкольных.
Необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной работы и условий для развития дополнительного образования: обеспечить целостную взаимосвязь урочной системы ОУ с внеурочной (совещания, классные часы, мероприятия, факультативы, спецкурсы, индивидуально-групповые консультации, профориентационная работа, кружки, секции).
Необходимо учесть материально-технические возможности:
· предоставить равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах, спортивных залах, для пользования библиотекой,
· создать условия для эффективного использования технических средств.
Приложение 3
Учёт работоспособности и её динамики в процессе учебной деятельности
Работоспособность учащихся не остается неизменной в течение дня или недели.
Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели
Классы |
Благоприятные дни |
Неблагоприятные дни |
1-4 |
Вторник, среда, четверг |
Понедельник, пятница, суббота |
5 |
Понедельник, вторник |
Среда – суббота |
6 |
Вторник, четверг, пятница, суббота |
Понедельник, среда |
7-8 |
Вторник, среда, четверг, суббота |
Понедельник, пятница |
9-11 |
Среда, четверг, пятница |
Понедельник, вторник, суббота |
Работоспособность второй половины дня и недели больше подвержена колебаниям и ниже, чем в первой половине.
Предметы по степени «трудности» («трудность» – довольно условное и относительное понятие) в педагогической практике принято делить на 4 группы:
1 группа– русский язык, родной язык (в национальной школе), математика, химия,
физика, иностранный язык;
2 группа– природоведение, биология, география, астрономия;
3 группа– литература, история, экономическая культура, черчение;
4 группа– технология, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, ОБЖ. «Трудными» предметами являются и те, с которыми учащиеся встречаются впервые: химия (8кл.), физика (7кл.), иностранный язык (5кл.) и т.д.
Приложение 4
Оценочная шкала расписания учебных занятий
В качестве гигиенической оценки расписания учебных занятий можно использовать ранговую шкалу трудности:
На утомляемость учащихся влияют и следующее «семейство» факторов: объем информации; степень новизны изучаемого материала; мастерство учителя; методическая структура урока; психологический климат класса и взаимоотношения с учителем; интерес к предмету; материально-техническое оснащение урока.
На степень утомляемости влияет и учет продуктивных и непродуктивных уроков (# – рост работоспособности от начала к концу урока, $ – падение работоспособности к концу урока):
Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки в течение дня
Класс |
Продуктивные уроки |
Непродуктивные уроки |
1-2 |
1# 2$ 4$ |
3# |
3-5 |
1$ 2$ 3$ |
4$ |
6-7 |
1$ 2$ 3$ 5$ |
4$ 6$ |
8 |
1# 2$ 3$ 5$ |
4$ 6$ |
9 |
1$ 2$ 3$ 5$ |
4$ 6$ |
10 |
1$ 2$ 3$ 5# 6# |
4# |
11 |
1# 2$ 3$ 5$ 6$ |
4$ |
|
|
|
Основные этапы работы над составлением расписания уроков
1 этап (подготовительный, аналитический):
· анкетирование учителей по вопросам нагрузки на новый учебный год (февраль, март);
· анкетирование родителей и учащихся по вопросам организации учебно-воспитательного процесса (январь – март);
· сбор необходимых документов и материалов.
Кроме аналитических данных, необходимы рабочие материалы для практической части составления расписания уроков.
Перечень материалов, необходимых д ля составления расписания:
-учебный план ОУ, согласованный с вышестоящими инстанциями;
-сведения о количестве классов и наполняемости классов (согласно ОШ);
-сведения о делении классов на подгруппы, паспорт класса;
-сведения о классных руководителях и закрепление классов за учебными кабинетами;
-сведения о количестве учебных кабинетов, их вместимости, закрепление за учителями;
-распределение классов и параллелей по сменам с учетом возможностей размещения классов по учебным кабинетам;
-расписание звонков;
-информация от директора ОУ об обязательных методических днях администрации, об организации преподавательской деятельности администрации;
-сведения о совместителях;
-сводная информация по нагрузке учителей.
2 этап (практический):
· заготовки форм необходимых таблиц: таблицы детского и взрослого расписаний, занятость кабинетов,
· одновременное заполнение таблиц детского и взрослого расписаний и их постоянная корректировка во время заполнения,
· выверка учебной нагрузки по учителям и по классам,
· расстановка кабинетов и заполнение таблицы занятости кабинетов;
3 этап (оценочный):
· проверка рационального использования сил педагогов, ограничение количества «окон» до минимума,
· проверка обязательных методических дней учителей и администрации, количества часов дневной нагрузки (не должно превышать 8 уроков),
· гигиеническая оценка расписания;
4 этап (информационный):
· сообщение расписания всем участникам образовательного процесса,
· получение и переработка информации по корректировке расписания уроков,
· регулярная своевременная информация об изменениях в расписании уроков.
Замена уроков
Ежедневное изменение режима учебной деятельности с учетом:
нахождения учителей на больничном, на курсах повышения квалификации, на семинарах, конкурсах и т.д.
Замена уроков качественна, если она: рациональна, своевременна, доступна и учителям, и обучающимся.
Перечень, необходимых материалов:
-расписание звонков;
-расписание уроков по учителям;
-таблица занятости учебных кабинетов и спортивных залов;
-таблица свободных учебных кабинетов;
-таблица замены;
-список учителей, отсутствующих в данный учебный день.