1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения внутришкольного контроля в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении гимназии № 17 (далее Гимназия). Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Внутришкольный контроль – это проведение руководством Гимназии планомерной, целенаправленной, объективной проверки, включающей в себя наблюдение, изучение, проверку, мониторинг, сбор и обработку информации, ее анализ, систематизацию, выявление состояния образовательной системы Гимназии с целью принятия управленческих решений для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.
1.3. Основным объектом внутришкольного контроля является деятельность педагогических работников, предмет внутришкольного контроля – соответствие результатов педагогической деятельности законодательству Российской Федерации, иным нормативным правовым актам, включая приказы и распоряжения директора Гимназии, решения педагогических советов.
1.4. Внутришкольный контроль в Гимназии проводится в целях:
– соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования;
– реализации принципов государственной политики в области образования;
– исполнения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Гимназии;
– защиты прав и свобод участников образовательного процесса;
– соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов;
– совершенствования механизма управления качеством образования;
– повышения эффективности результатов образовательного процесса;
– развития автономности Гимназии с одновременным повышением ответственности за конечный результат;
– анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса.
1.5. АдминистрацияГимназии в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, требованиями Единого
Квалификационного справочника для работников сферы образования, Уставом Гимназии, локальными нормативными актами, настоящим Положением и приказами директора Гимназии о проведении проверок.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
2.1. Целями внутришкольного контроля являются:
– совершенствование деятельности Гимназии;
– повышение качества образовательных услуг;
– повышение профессионального мастерства педагогических и руководящих работников.
2.2. Основными задачами внутришкольного контроля являются:
– осуществление контроля исполнения законодательства Российской Федерации в области образования;
– выявление случаев нарушений и неисполнения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, анализ причин, лежащих в их основе, и принятие мер по их пресечению;
– анализ и оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников Гимназии, распространение передового педагогического опыта;
– выявление тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений для принятия управленческих решений;
– анализ результатов выполнения приказов и распоряжений по Гимназии;
– оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе осуществления контроля.
2.3. Функции внутришкольного контроля:
– информационно-аналитическая;
– контрольно-диагностическая;
– коррективно-регулятивная.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
3.1. Внутришкольный контроль проводится согласно утвержденному директором Гимназии плану контроля.
3.2. Внутришкольный контроль может быть плановым или оперативным:
– плановый контроль осуществляется в соответствии с утвержденным планом внутришкольного контроля как самостоятельного раздела годового плана работы Гимназии. При планировании учитываются задачи, стоящие перед коллективом Гимназии в текущем учебном году, план контроля управления образования администрации Приокского района г.Нижнего Новгорода. План внутришкольного контроля доводится до сведения работников Гимназии в начале учебного года;
– оперативный контроль осуществляется для установления фактов и проверок сведений о нарушениях, указанных в обращении учащихся и их родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, для урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. В этом случае директор Гимназии издает приказ о сроках проверки, создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, определении темы проверки, установлении сроков предоставления итоговых материалов; разрабатывается и утверждается план-задание, в котором устанавливаются особенности (вопросы) конкретной проверки.
3.3. Внутришкольный контроль осуществляют директор Гимназии и его заместители; к мероприятиям внутришкольного контроля могут привлекаться руководители методических объединений, другие специалисты в рамках полномочий, определенных приказом директора Гимназии.
Периодичность и виды контроля определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверок находится в компетенции директора Гимназии.
3.4. В качестве экспертов к участию в мероприятиях внутришкольного контроля по запросу директора Гимназии могут привлекаться сторонние (компетентные) специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования.
3.5. Виды внутришкольного контроля: тематический и фронтальный (комплексный):
– тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса, одного направления в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на ступени школьного обучения; в школьной воспитательной системе;
– фронтальный (комплексный) контроль направлен на изучение двух и более направлений деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. При фронтальном контроле изучаются все направления работы объекта контроля.
3.6. Формы внутришкольного контроля:
– персональный контроль осуществляется за работой отдельного педагогического работника;
– классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классных коллективов в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе или нескольких классах, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.;
– предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается со-стояние и качество преподавания отдельного предмета или отдельного направления учебно-воспитательного процесса в одном или нескольких классах, или в целом в Гимназии.
3.7. Методы внутришкольного контроля:
– изучение школьной документации;
– обследование;
– экспертиза;
– наблюдение;
– беседа;
– социологический опрос;
– мониторинг (сбор, систематизация, обработка и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования: результаты образовательной деятельности, состояние здоровья учащихся, организация питания, выполнение режима, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.);
– изучение передового педагогического опыта;
– анкетирование;
– тестирование;
– посещение учебно-воспитательных занятий, мероприятий;
– административные контрольные работы и срезы освоения образовательных программ учащимися в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
4 – иные методы.
Психологические, психолого-педагогические обследования учащихся проводятся с письменного согласия родителей (законных представителей) учащихся.
4.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
4.1. Основанием для проверок являются:
– план внутришкольного контроля;
– задание руководства органа, осуществляющего управление в сфере образования;
– сбор, систематизация и анализ информации о состоянии деятельности Гимназии для составления отчетности, подготовки к аккредитации;
– обращение участников образовательного процесса по поводу нарушений в области образования;
– заявление педагогического работника на аттестацию (при необходимости).
4.2. Продолжительность тематических проверок не должна превышать 5 – 10 дней с посещением инспектирующим не более 5 уроков, занятий, других мероприятий у одного педагогического работника. Продолжительность фронтальных (комплексных) проверок оп-ределяется планом внутришкольного контроля и зависит от тематики контролируемого во-проса, но не более 30 рабочих дней осуществления контроля.
4.3. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу контроля.
4.4. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях при проведении оперативных проверок (письменная жалоба, обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений) директор Гимназии и (или) его заместители могут посещать уроки учителей Гимназии без предварительного предупреждения.
4.5. Если во время проверки обнаружены нарушения законодательства, о них неза-медлительно сообщается директору Гимназии.
5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВНУТРИШКОЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ
5.1. Директор Гимназии и (или) по его поручению заместитель директора или эксперт вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам:
– соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования;
– осуществления государственной политики в области образования;
– использования финансовых и материальных средств согласно нормативам и по назначению;
– использования методического обеспечения в образовательном процессе;
– реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;
– соблюдения календарных учебных графиков;
– соблюдения правил ведения документации;
– соблюдения Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов Гимназии;
– состояния текущего контроля успеваемости, соблюдения порядка проведения и подготовки к промежуточной аттестации, государственной (итоговой) аттестации выпускников;
– охраны труда и здоровья учащихся, работников Гимназии;
– другим вопросам в рамках компетенции директора Гимназии.
6. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
6.1. Результаты внутришкольного контроля оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах инспектирования, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной форме (далее итоговый материал проверки).
Квалификационного справочника для работы сферы образования, Уставом Гимназии, локальными нормативными актами, настоящим Положением и приказами директора Гимназии о проведении проверок.
6.2. Итоговый материал проверки должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, замечания, предложения.содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, замечания, предложения.
6.3. Информация о результатах проведенного инспектирования доводится до работников Гимназии в течение 7 дней с момента завершения проверки.
6.4. Должностные лица после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом проверки, удостоверяющую, что они поставлены в известность о результатах проверки. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами проверки в целом или по отдельным фактам и выводам и (или) обратиться с письменным заявлением в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Если нет возможности получить подпись инспектируемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или директор Гимназии.
6.5. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического совета и (или) методических объединений педагогов-предметников, совещания при директоре, ин-дивидуальные беседы.
Результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических кадров на соответствие занимаемой должности.
6.6. Директор Гимназии по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:
– об издании соответствующего приказа;
– об обсуждении итоговых материалов проверки коллегиальными органами управления Гимназией, методическими объединениями педагогических работников Гимназии;
– о проведении повторного инспектирования с привлечением отдельных специалистов (экспертов);
– иные решения в пределах своей компетенции.
6.7. О результатах проверки сведений, изложенных в обращении учащихся, их родителей (законных представителей), а также в обращении других граждан и организаций, им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки.