Проблема: застенчивый ребенок
Специалисты подсчитали, что сорок процентов (чуть ли не половина!) людей, как взрослых, так и детей, испытывают трудности при общении только потому, что они застенчивы. Причем это не та прелестная застенчивость восемнадцатилетней тургеневской девушки, которую в наши дни уже вряд ли встретишь, нет, это всерьез осложняющее жизнь болезненное затруднение при любом общении. Знакомая картина: ребенок в новом месте буквально цепляется за мамину юбку и, несмотря на уговоры, не идет играть с другими детьми…Возникнув в детстве, застенчивость сохраняется надолго, часто на всю жизнь. Причем, как правило, она не зависит ни от интеллекта, ни от материального положения. Человек стесняется быть в центре внимания, стесняется тех, кто старше, да и просто незнакомцев, словом, стесняться он может по многим, часто даже неожиданным поводам. Для таких людей публично выступить, станцевать, вступить в общение с незнакомцем – это целый подвиг.
Психоаналитики считают, что застенчивость может передаваться по наследству. Если хотя бы один из родителей застенчив, то у ребенка много шансов стать таким же. Часто родители и сами своим поведением способствуют развитию этого качества у ребенка, например, подавляя волю детей, не поощряя их уверенность в каких-либо успехах. Очень важно, например, не допускать формирования заниженной самооценки, а она у застенчивых, как правило, возникает рано. Опросы младших школьников показали, что многие из них считают себя некрасивыми, слабыми, неспособными, чересчур толстыми или худыми, словом, такими, которые не могут никому нравиться. Такое представление ребенка о себе – это явное следствие застенчивости, а ведь во многих случаях начиналось все в семье. Если в раннем детстве он постоянно слышит: «ты растяпа», «ты неумеха», «ты толстяк», то откуда же взяться столь нужной при формировании характера уверенности?
А дальше возникшая застенчивость будет постоянно мешать, и человек, вырастая, просто не сможет приобрести нужные социальные навыки для полноценного общения с другими людьми.
Иногда застенчивость как рефлексия может возникнуть у маленького ребенка в результате какого-нибудь события, подействовавшего на его психику.
В семье может иметь значение фактор очередности рождения: первенцы, как правило, более застенчивы, чем младшие братья и сестры. Это, по мнению психологов, происходит потому, что младшие дети, вырастая, имеют больше возможностей выработать навыки общения, поскольку рядом всегда находятся старшие дети. Да и родители уже повзрослели, помудрели на своих первых родительских просчетах.
На физиологическом и психологическом уровнях застенчивое поведение проявляется в следующем: учащается пульс, сильно бьется сердце, выступает пот, в животе «что-то замирает», лицо бледнеет или наоборот краснеет до пунцовости, движения становятся неловкими, речь – тихой, невнятной. Если такое случается с ребенком, то он просто забивается в уголок и молчит.
Как же предотвратить развитие застенчивости?
Самое главное – вовремя сформировать у ребенка нормальную самооценку. Чаще хвалите его, говорите ему о том, какой он хороший, поддерживайте его не только тогда, когда он обращается к вам за помощью, а всегда. Вселяйте в него уверенность в разных начинаниях, вместе с ним рисуйте, решайте задачи, читайте, играйте, постепенно переводя его на самостоятельные действия, и главное, не забывайте почаще говорить: «У тебя это обязательно получится».
Если вы заметите способность вашего ребенка к какой-либо деятельности, развивайте ее. Этим он будет выделяться в кругу сверстников, что придаст ему уверенности в себе.
Очень важно помочь малышу свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, чувства. Для этого полезны подвижные игры – прятки, жмурки, соревнования с мячом, обручами и т. п. Если в игре преодолеваются препятствия, то пусть этому сопутствуют громкие возгласы, смех, шутки, главное дать волю эмоциям, чтобы помочь ребенку преодолеть торможение и робость. Раскрепощению эмоциональной сферы очень способствуют игры-пантомимы: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Угадайте, кто пришел» и другие подобные. Можно разыграть в семейном кругу целые сценки из любимых сказок.
Тем более важно не жалеть времени на все это, если вы уже заметили у вашего малыша признаки застенчивости. Такие дети особенно нуждаются в каких-то видимых, замеченных окружающими успехах. Постарайтесь сделать так, чтобы робкий ребенок почаще был в центре внимания, чтобы он поверил в то, что он красивый, ловкий, умный. Очень важно придумать для него такие дела, в которых он действительно может добиться успеха. Может быть, это будет кружок танцев, рисования или вышивки, может быть, какая-либо спортивная секция, главное, чтобы он смог добиться успеха. Ни в коем случае не оставляйте его в положении неудачника, обязательно и постоянно следите за ситуацией.
И наконец, помните о том, что с застенчивостью помогает справиться каждодневное общение со сверстниками. Ни в коем случае не ограничивайте такое общение, даже если оно причиняет вам неудобства. Наоборот, постепенно расширяйте круг детских знакомств. Однако помните, что, став постарше, робкий и застенчивый ребенок может попасть в зависимость и подчинение к более уверенным в себе ребятам. И тогда ваша задача – вовремя оградить ваше чадо от нежелательных контактов.
Главное же – постоянно, каждую минуту и секунду любите своих робких, стеснительных малышей. Ваша любовь, как ничто другое, поможет им самоутвердиться в жизни.