Программа психологического сопровождения учащихся «группы риска»
Наименование мероприятий |
Форма работы, инструментарий |
Дата |
Ответственный |
Предполагаемые результаты |
Диагностическое направление |
||||
Составление психологических карт учащихся 1 классы |
Диагностика минимальных мозговых дисфункций (Э.Тулуз, А.Пьерон) |
в течение года |
Голубева А.В. |
Составление индивидуальных психологических карт учащихся с особыми потребностями. Выявление направлений для дальнейшего обследования детей другими специалистами |
Диагностика группы риска по социальному, психолого-педагогическому и медицинскому направлению |
Карта наблюдений Д. Стотта; |
ноябрь |
Классные руководители; медицинский работник; Голубева А.В. |
Выявление учащихся с отклонениями в развитии с последующим их направлением на ПМПк |
Выявление суицидального риска у детей |
||||
( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) |
||||
Профилактическое направление |
||||
Дискуссионный клуб 5-8 классы |
диспут |
2 раза в xетверть |
Голубева А.В. |
Умение строить беседу, слушать, приводить доводы, выступать перед оппонентами, спорить по правилам и соглашаться на аргументы |
«Как я справляюсь с эмоциями: конфликты с учителями и родителями» 5, 7 классы |
беседа на классном часе |
декабрь |
Голубева А.В. |
Умение справляться с отрицательными эмоциями в конфликтных ситуациях |
По запросу классных руководителей |
классный час |
В течение года |
Голубева А.В. |
Повышение психологической культуры учащихся |
Просветительское направление |
||||
Тематические родительские собрания согласно плану работы классных руководителей |
родительские собрания 1-11 классов |
В течение года |
Голубева А.В. |
Повышение психологической грамотности родительской общественности |
Коррекционно-развивающее направление |
||||
«Я выбираю жизнь!» |
игра с элементами тренинга по программе «Ладья» |
Зимние каникулы |
Сформировать осознанное отрицательное отношение к курению и алкоголю |
|
8 классы |
Голубева А.В. |
|||
|
|
|||
Коррекционно-развивающие занятия, ориентированные на профилактику дезадаптации учащихся 1, 5 классов |
индивидуальные и групповые занятия «Упражнения по развитию мыслительных навыков»; |
январь-май |
Голубева А.В., классные руководители |
Формирования коммуникативной компетентности учащихся и развития основных мыслительных действий, повышения уровня мотивации к обучению в школе, снижению уровня школьной тревожности |
А.В. Микляева П.В. Румянцева |
||||
Консультативное направление |
||||
Проведение собеседования с учащимися, педагогами, родителями по различным запросам |
индивидуальные консультации |
В течение года |
Голубева А.В. |
Оказание консультационной помощи в рамках программы психологического сопровождения семьи по вопросам воспитания и обучения детей |
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Диагностическое направление |
||
Изучение готовности к успешному обучению в начальной школе. 1 классы |
Рабочая тетрадь «Школьный старт» (Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.) |
Изучение уровня мотивации к обучению учащихся 1 классов, психологическое сопровождение, |
Диагностика сформированности УУД 2 классов |
Выходящая диагностика |
Оценка уровня УУД среди учащихся начальных классов, в рамках реализации программы ФГОС |
Диагностика сформированности УУД 3 классов |
Выходящая диагностика |
Оценка уровня УУД среди учащихся начальных классов, в рамках реализации программы ФГОС |
Диагностика сформированности УУД 4 классов |
Выходящая диагностика |
Оценка уровня УУД среди учащихся начальных классов, в рамках реализации программы ФГОС |
Диагностика сформированности УУД 5 классов |
Выходящая диагностика |
Оценка уровня УУД среди учащихся начальных классов, в рамках реализации программы ФГОС |
Диагностика сформированности УУД 6 классов |
Выходящая диагностика |
Оценка уровня УУД среди учащихся начальных классов, в рамках реализации программы ФГОС |
Диагностика сформированности УУД 7 классов |
Выходящая диагностика |
Оценка уровня УУД среди учащихся начальных классов, в рамках реализации программы ФГОС |
Диагностика адаптационных возможностей учащихся 5 классов |
Тест уровня школьной тревожности (Б. Н Филлипс) |
Выявление уровня адаптационных возможностей учащихся 5 классов |
Диагностика способностей учащихся 9 классы |
Школьный тест умственного развития (К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова) |
Определить направленность умственных способностей старшеклассников \ |
Составление психологических карт учащихся 1 классы |
Диагностика минимальных мозговых дисфункций (Э.Тулуз, А.Пьерон) |
Составление индивидуальных психологических карт учащихся с особыми потребностями. Выявление направлений для дальнейшего обследования детей другими специалистами |
Продолжение составления психологических карт учащихся по итогам наблюдений, диагностик. |
||
Диагностика уровня личностного роста в динамике. 6,7, 9 классы |
Методика диагностики личностного роста (Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов) |
Определение системы ценностных ориентаций |
Определение готовности учащихся к переходу в среднее звено. 4 классы |
Диагностика уровня социализированности (М.И. Рожков) |
выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся |
Диагностика готовности к выбору профессии 8-9 классы |
Онлайн тестирование «Готовность к выбору профессии» (Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии») |
Оценить степень внутренней и внешней готовности подростков к выбору профессии |
Диагностика готовности к выбору профессии 10-11 классы |
Онлайн тестирование «Личность и профессии» (МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством А.Г. Шмелева.) |
Определить профессиональные предпочтения учащихся. |
Диагностика группы риска по социальному, психолого-педагогическому и медицинскому направлению |
Карта наблюдений Д. Стотта; Выявление суицидального риска у детей ( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) |
Выявление учащихся с отклонениями в развитии с последующим их направлением на ПМПк |
Консультативное направление |
||
Проведение собеседования с учащимися, педагогами, родителями по различным запросам |
индивидуальные консультации |
Оказание консультационной помощи в рамках программы психологического сопровождения семьи по вопросам воспитания и обучения детей |
Беседа для родителей «Мотивация к обучению в школе» 1, 5, 7 классы |
групповые консультации |
|
Просветительское направление |
||
Для родителей |
||
«Трудности адаптации первоклассников к школе» 1 классы |
общешкольные родительские собрания |
Определить основные проблемы первоклассников и их родителей, заполнить анкеты для родителей первоклассников; Проблемы перехода в среднее звено, научить навыкам взаимосотрудничества с подростками. |
«Психологические особенности детей младшего подросткового возраста» 5 классы |
общешкольные родительские собрания |
|
«Физиологические особенности разных подростковых возрастных групп» 8 классы |
беседа на родительском собрании |
|
«Как показать себя на экзаменах?» 9, 11 классы |
беседа с предоставлением методических рекомендаций |
Психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке |
Тематические родительские собрания согласно плану работы классных руководителей |
родительские собрания 1-11 классов |
Повышение психологической грамотности родительской общественности |
Для учителей |
||
«Конфликтные ситуации в учебно-воспитательном процессе причины, следствия, решения |
круглый стол с классными руководителями |
Научить справляться со стрессом, выходить из сложных конфликтных ситуаций, представление работы школьной службы медиации |
Актуальные проблемы начинающих педагогов с учащимися |
дискуссия с элементами тренинга |
Выделить наиболее действенные механизмы в решении сложных педагогических ситуаций |
ФГОС: опыт, проблемы, перспективы |
семинар для учителей начальных классов |
Определить сложности педагогов при реализации ФГОС, сформировать пути их разрешения |
ФГОС второго поколения: опыт, проблемы, перспективы |
семинар для учителей, преподающих в 5-7 классах |
|
Для учащихся |
||
«Как я справляюсь с эмоциями: конфликты с учителями и родителями» 5, 7 классы |
беседа на классном часе |
Умение справляться с отрицательными эмоциями в конфликтных ситуациях |
Дискуссионный клуб 5-8 классы |
диспут |
Умение строить беседу, слушать, приводить доводы, выступать перед оппонентами, спорить по правилам и соглашаться на аргументы |
«Необитаемый остров» 9,11 классы |
профориентационная деловая игра |
Повышение уровня профессиональной зрелости у старшеклассников. |
«Как готовиться к экзаменам психологически?» 9,11 классы |
дискуссия |
Сформировать рольучастника экзамена,развить самоконтроль,сформировать уверенность и положительную самооценку |
По запросу классных руководителей |
классный час |
Повышение психологической культуры учащихся |