Рабочая программа по географии для учащихся 5- 9 классов
Результаты освоения курса географии
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения географии являются:
1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
3) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
9) умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
10)умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
11)формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
12)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
13)формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
14)формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1)формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Содержание курса географии
География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая). Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Термометр. Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства. Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы. Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде. Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек. Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот. Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.
Биосфера Земли. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле. Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.
Почва как особое природное образование.
Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшения почв.
Географическая оболочка Земли.
Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.
Раздел 3. Население Земли
Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Численность населения Земли, еѐ изменение во времени.
Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и еѐ изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.
Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.
Раздел 4. Материки, океаны и страны.
Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные
черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.
Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.
Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.
Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Раздел 5. Особенности географического положения России
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития еѐ хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Раздел 6. Природа России
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их
предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей еѐ хозяйственного использования.
Крупнейшие озѐра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.
Раздел 7. Население России
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с численностью населения других государств. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и еѐ отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и еѐ отдельных территорий.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.
Человеческий капитал страны. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.
Раздел 8. Хозяйство России
Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития еѐ хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов.
Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоѐмкого и металлоѐмкого машиностроения по картам.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чѐрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чѐрных, лѐгких и тяжѐлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факто-ры размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лѐгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лѐгкая промышленность и охрана окружающей среды.
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупней-шие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.
Раздел 9. Районы России
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Крупные регионы и районы России.
Регионы России: Западный и Восточный.
Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Раздел 10. Россия в современном мире
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.
Тематический перечень разделов с указанием количества часов
Календарно-тематический план 5 класс
№ п/п |
Название раздела, темы урока |
Количество часов |
Оборудование |
|
Развитие географических знаний о Земле |
5 |
|
1 |
Географические методы изучения окружающей среды |
1 |
Карта полушарий |
2 |
Развитие географических знаний о Земле |
1 |
Иллюстрации учебника, презентация |
3 |
Выдающиеся географические открытия |
1 |
Карта маршрутов важнейших путешествий, презентация |
4 |
Современный этап научных географических исследований. |
1 |
презентация |
5 |
Контрольная работа « Развитие географических знаний о Земле» |
1 |
|
|
Земля – планета Солнечной системы |
5 |
|
6 |
Земля – планета Солнечной системы |
1 |
Карта звездного неба, солнечной системы |
7 |
Форма, размеры и движение Земли. |
1 |
Глобус, Карта полушарий |
8 |
Пояса освещённости. Часовые пояса. |
1 |
Иллюстрации учебника, карта часовых поясов ,презентация |
9 |
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли |
1 |
Теллурий, таблицы |
10 |
Контрольная работа «Земля – планета Солнечной системы» |
1 |
|
|
План и карта
|
10 |
|
11 |
Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. |
1 |
Топографическая карта, план местности, атлас, компас |
12 |
Масштаб и его виды. |
1 |
Презентация, атлас |
13 |
Практическая работа «Определение масштаба» |
1 |
|
14 |
Изображение земной поверхности на плоскости.
|
1 |
Топографическая карта, план местности, атлас |
15 |
Практическая работа «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»
|
1 |
Топографическая карта, план местности, атлас |
16 |
Географическая карта – особый источник информации. |
1 |
Карта полушарий, физическая карта России |
17 |
Градусная сетка |
1 |
Глобус, Карта полушарий |
18 |
Географическая широта. |
1 |
Глобус, Карта полушарий |
19 |
Географическая долгота. Географические координаты. |
1 |
Глобус, Карта полушарий |
20 |
Решение практических задач по плану и карте. |
1 |
Глобус, Карта полушарий |
21 |
Контрольная работа « План и карта» |
1 |
|
|
Человек на Земле |
3 |
|
22 |
Заселение человеком Земли |
1 |
Карта плотность населения мира |
23 |
Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. |
1 |
Презентация, Иллюстрации учебника |
24 |
Практическая работа «Многообразие стран мира.» |
1 |
Политическая карта мира |
|
Литосфера – твердая оболочка Земли |
11 |
|
25 |
Земная кора и литосфера. |
1 |
Иллюстрации учебника, презентация |
26 |
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
|
1 |
Коллекции горных пород и полезных ископаемых |
27 |
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие
|
1 |
Тектоническая карта мира, Иллюстрации учебника, презентация |
28 |
Землетрясение и вулканизм. |
1 |
Презентация, видеофильм |
29 |
Рельеф Земли. Равнины. |
1 |
Карта полушарий, видеоролик |
30 |
Рельеф Земли. Горы. |
1 |
Карта полушарий, видеоролик |
31 – 33 |
Выполнение проекта « Скульптурный портрет планеты» |
3 |
Карта полушарий. Иллюстрации учебника, презентация |
34 |
Человек и литосфера. |
1 |
Презентация, видеоролик |
Тематический перечень разделов с указанием количества часов
Календарно-тематический план 6 класс
№ п/п |
Название раздела, темы урока |
Количество часов |
Оборудование |
|
Гидросфера – водная оболочка Земли |
11 |
|
1 |
Состав и строение гидросферы |
1 |
Иллюстрации учебника |
2,3 |
Мировой океан
|
2 |
Карта Океанов |
4 |
Выполнение проектного задания |
1 |
|
6 |
Воды Океана |
1 |
Карта Океанов |
6,7 |
Реки – артерии Земли |
2 |
Физическая карта полушарий, России |
8 |
Озёра, и болота |
1 |
Физическая карта полушарий, России |
9 |
Подземные воды и ледники |
1 |
Физическая карта полушарий, России |
10 |
Гидросфера и человек
|
1 |
Презентация |
11 |
Обобщающее повторение |
1 |
|
|
Атмосфера – воздушная оболочка Земли |
11 |
|
1 |
Состав и строение атмосферы |
1 |
Иллюстрации учебника,презентация |
2 |
Тепло в атмосфере
|
1 |
Иллюстрации учебника, презентация |
3 |
Тепло в атмосфере |
1 |
Иллюстрации учебника |
4 |
Атмосферное давление |
1 |
Иллюстрации учебника, презентация |
5 |
Ветер |
1 |
Иллюстрации учебника |
6,7 |
Влага в атмосфере |
2 |
Иллюстрации учебника, презентация |
8 |
Погода и климат |
1 |
Климатическая карта мира, России |
9 |
Наблюдение за погодой. Карты погоды |
1 |
Интернет-ресурсы сайт гис-метео |
10 |
Атмосфера и человек |
1 |
Иллюстрации учебника |
11 |
Обобщающее повторение |
1 |
|
|
Биосфера – живая оболочка Земли |
3 |
|
1 |
Биосфера – земная оболочка |
1 |
Иллюстрации учебника |
2 |
Почва как особое природное образование |
1 |
Иллюстрации учебника, презентация |
3 |
Биосфера – сфера жизни |
1 |
Иллюстрации учебника |
|
Географическая оболочка Земли |
4 |
|
1 |
Географическая оболочка Земли. Свойства и закономерности географической оболочки. |
1 |
Иллюстрации учебника |
2 |
Природные зоны Земли |
1 |
Карта природные зоны мира |
3 |
Культурные ландшафты |
1 |
Иллюстрации учебника |
4 |
Обобщающее повторение |
1 |
|
|
Резервное время |
5 |
|
Тематический перечень разделов с указанием количества часов
Календарно-тематический план 7 класс
№ п/п |
Название раздела, темы урока |
Количество часов |
Оборудование |
|
Источники географической информации |
3 |
|
1 |
Как вы думаете изучать географию в 7 классе |
1 |
|
2 |
Методы изучения окружающей среды |
1 |
|
3 |
Географическая карта- особый источник информации |
1 |
Карты атласа, интернет ресурсы |
|
Население Земли |
4 |
|
1 |
Народы и религии мира |
1 |
Карта Народы и религии мира |
2 |
Городское и сельское поселение |
1 |
Презентация |
3 |
Размещение людей на Земле. Численность населения Земли, ее изменение во времени |
1 |
Политическая карта мира |
4 |
Многообразие стран мира. Хозяйственная деятельность людей |
1 |
Политическая карта мира |
|
Природа Земли |
12 |
|
1 |
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли |
1 |
Презентация |
2 |
Тепло на Земле |
1 |
Иллюстрации в учебнике Презентация |
3,4 |
Атмосферное давление. Распределение влаги на поверхности Земли. |
2 |
Иллюстрации в учебнике Презентация |
5 |
Воздушные массы и их свойства |
1 |
Иллюстрации в учебнике Презентация |
6 |
Климат и климатические пояса |
1 |
Климатическая карта мира |
7 |
Роль Мирового океана в формировании климатов Земли |
1 |
Физическая карта мира |
8,9 |
Реки и озера Земли |
2 |
Физическая карта мира |
10 |
Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. |
1 |
|
11 |
Разнообразие растительного и животного мира Земли |
1 |
|
12 |
Почва как особое природное образование |
1 |
Почвенная карта мира |
|
Природные комплексы и регионы |
5 |
|
1 |
Природные зоны Земли |
1 |
Карта природные зоны мира |
2,3 |
Океаны Земли |
2 |
Карта океанов |
4 |
Материки как крупные природные комплексы Земли |
1 |
Физическая карта мира |
5 |
Историко-культурные районы мира. Географические регионы |
1 |
Политическая карта мира |
|
Материки.Страны |
43 |
|
1,2 |
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки. Растительный и животный мир. Зональные природные комплексы. |
2 |
Физическая карта мира,Африки, карта природные зоны Африки |
3,4 |
Природные ресурсы Африки и их использование. Население и его хозяйственная деятельность. |
2 |
Физическая карта Африки |
5 |
Многообразие стран. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия. Зональные природные комплексы. Хозяйственная деятельность людей |
1 |
Политическая карта Африки |
6 |
Многообразие стран |
1 |
Политическая карта Африки |
7,8 |
Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании» |
2 |
|
9-12 |
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Австралии. Растительный и животный мир. Зональные природные комплексы. Природные ресурсы и их использование. Население и его хозяйственная деятельность |
4 |
Физическая карта, климатическая карта , карта народы мира,Австралии |
13 |
Многообразие стран. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия. Зональные природные комплексы. Хозяйственная деятельность людей. |
1 |
Политическая карта Австралии |
14-16 |
Основные черты рельефа и климата Антарктиды. Растительный и животный мир |
3 |
Карта Антарктиды, презентация |
17–20 |
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Южной Америки. Растительный и животный мир. Зональные природные комплексы |
4 |
Физическая карта Южной Америки |
21 |
Многообразие стран. Население Южной Америки и его хозяйственная деятельность. Природные ресурсы и их использование |
1 |
Политическая карта Ю.Америки |
22 |
Многообразие стран. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия. Зональные природные комплексы. |
1 |
Политическая карта Ю.Америки |
23-26 |
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Северной Америки. Растительный и животный мир. Зональные природные комплексы |
4 |
Физическая карта Северной Америки, презентация |
27 |
Многообразие стран. Население и его хозяйственная деятельность. Природные ресурсы и их использование |
1 |
Политическая карта Северной Америки |
28 |
Многообразие стран. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия. Зональные природные комплексы. Хозяйственная деятельность людей |
1 |
Политическая карта Северной Америки |
29–32 |
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Евразии. Растительный и животный мир. Зональные природные комплексы |
4 |
Физическая карта Евразии |
33-34 |
Многообразие стран. Европа. Население и его хозяйственная деятельность. Природные ресурсы и их использование |
2 |
Политическая карта Европы |
35-36 |
Многообразие стран. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия. Зональные природные комплексы. Хозяйственная деятельность людей |
2 |
Политическая карта Европы |
37-38 |
Многообразие стран. Азия. Население и его хозяйственная деятельность. Природные ресурсы и их использование |
2 |
Политическая карта Азии |
39–40 |
Многообразие стран. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия. Зональные природные комплексы. Хозяйственная деятельность людей |
2 |
Политическая карта Азии |
41 |
Многообразие стран |
1 |
Политическая карта мира |
42-43 |
Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира» |
2 |
|
|
Резервное время |
1 |
|
Тематический перечень разделов с указанием количества часов
Календарно-тематический план 8 класс
№ п/п |
Название раздела, темы урока |
Количество часов |
Оборудование |
|
Россия в мире |
5 |
|
1 |
Географическое положение России. Границы России |
1 |
Физическая карта России |
2 |
Россия на карте часовых поясов |
2 |
Карта часовых поясов |
3 |
Современное административно- территориальное устройство страны |
3 |
Политическая карта России |
4 |
История освоения и изучения территории России. |
4 |
Презентация |
5 |
Природно- ресурсный капитал России. Всемирное природное и культурное наследие |
5 |
Физическая карта России |
|
Россияне |
10 |
|
1 |
Численность населения России |
1 |
Карта население России |
2 |
Особенности воспроизводства населения России |
1 |
Презентация |
3 |
Половой и возрастной состав населения страны |
1 |
Презентация |
4-5 |
Народы и религии России |
2 |
Карта народы и религии России |
6 |
Особенности размещения населения России |
1 |
карта плотность населения России |
7 |
Городское и сельское население |
1 |
|
8 |
Миграции населения России |
1 |
Политическая карта России |
9-10 |
Трудовые ресурсы и экономически активное население |
2 |
|
|
Природа России |
16 |
|
1-4 |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые |
4 |
Карта тектоника и минеральные ресурсы России |
5-7 |
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России |
3 |
Климатическая карта России |
8-9 |
Климатические пояса и типы России |
2 |
Климатическая карта России |
10 |
Влияние климата на жизнь и здоровье человека. |
1 |
Презентация |
11 |
Моря, омывающие территорию России |
1 |
Физическая карта России |
12-13 |
Внутренние воды и водные ресурсы |
2 |
Физическая карта России |
14-15 |
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. |
2 |
Физическая карта России |
16 |
Почва и почвенные ресурсы |
1 |
Почвенная карта России |
|
Хозяйство России |
22 |
|
1-2 |
Особенности хозяйства России |
2 |
Презентация |
3-4 |
Реализация проекта: подготовка к конференции «Что мы оставим потомкам» |
2 |
|
5-8 |
Топливно- энергетический комплекс |
4 |
Карта «ТЭК» России |
9-10 |
Металлургия |
2 |
карта «Металлургия»России |
11 |
Машиностроение |
1 |
карта «Машиностроение» России |
12 |
Химическая промышленность |
1 |
карта «Химическая промышленность»России |
13 |
Лесная промышленность |
1 |
Карта «Лесная промышленность» России |
14-15 |
Сельское хозяйство |
2 |
Презентация |
16 |
Агропромышленный комплекс |
1 |
Карта «АПК» России |
17-18 |
Транспорт |
2 |
Презентация |
19-20 |
Сфера услуг |
2 |
Презентация |
21 |
Информация и связь |
1 |
Презентация |
|
Природно- хозяйственные зоны |
6 |
|
1-5 |
Характеристика природных зон |
5 |
Карта «Природные зоны России» |
6 |
Природно- хозяйственные зоны России |
1 |
|
|
Резервное время |
9
|
|
Тематический перечень разделов с указанием количества часов
Календарно-тематический план 9 класс
№ п/п |
Название раздела, темы урока |
Количество часов |
Оборудование |
|
Регионы России |
9 |
|
1 |
Советы по эффективной организации работы при подготовке к экзамену по географии |
1 |
Иллюстрации в учебнике |
2 |
Природно-хозяйственное районирование |
1 |
карта «Районирование России» |
3 |
Источники географической информации |
1 |
|
4 |
Характеристика природных регионов России. Особенности географического положения. |
1 |
Физическая карта России |
5-7 |
Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы |
3 |
Физическая,климатическая карта России |
8-9 |
Экологическая ситуация в России |
2 |
Карта «Экологическая ситуация в России» |
|
Европейская Россия |
30 |
|
1 |
Характеристика географических районов европейской части России. |
1 |
|
2-3 |
Центральная Россия |
2 |
Карта Центральная Россия |
4-5 |
Волго-Вятский район |
2 |
Карта Волго-Вятский район |
6-7 |
Центрально-Чернозёмный район |
2 |
Центрально-Чернозёмный район |
8 |
Москва |
1 |
Карта Москвы |
9 |
Подготовка и проведение дискуссии на тему «Рост Москвы – это хорошо или плохо» |
1 |
|
10 |
Пространство Северо-Запада |
1 |
Карта Северо-Запад России |
11 |
Северо-Запад: «окно в Европу» |
1 |
Карта Северо-Запад России |
12 |
Роль Санкт-Петербурга в развитии хозяйства района. |
1 |
Карта Санкт- Петербурга |
13 |
Калининградская область – российский анклав |
1 |
Карта Северо-Запад России |
14 |
Создание электронной презентации «Санкт-Петербург – вторая столица России». |
1 |
|
15-16 |
Европейский Север |
2 |
Карта Европейский Север |
17 |
Составление карты на основе решения познавательной задачи «Почему крупный металлургический комбинат «Северная Магнитка» был построен в Череповце?» |
1 |
|
18-20 |
Пространство Северного Кавказа |
3 |
Карта Северного Кавказа |
21-22 |
Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе». |
2 |
|
23-25 |
Пространство Поволжья |
3 |
Карта Поволжья |
26 |
Подготовка и проведение дискуссии «Экологические проблемы Поволжья». |
1 |
|
27-29 |
Пространство Урала |
3 |
Карта Урала |
30 |
Анализ ситуации «Специфика проблем Урала».
|
1 |
|
|
Азиатская Россия |
14 |
|
1-3 |
Пространство Сибири |
3 |
Карта азиатская Россия |
4-6 |
Западная Сибирь |
3 |
Карта азиатская Россия |
7-8 |
Восточная Сибирь |
2 |
Карта азиатская Россия |
9 |
Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге». |
1 |
|
10-13 |
Пространство Дальнего Востока |
4 |
Карта азиатская Россия |
14 |
Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине 21 века» |
1 |
|
|
Россия в современном мире |
4 |
|
1-2 |
Место России в мире |
2 |
|
3-4 |
Подготовка реферата. Составление географической характеристики природы, населения, хозяйства своего края |
2 |
|
|
Резервное время |
11 |
|