Ребенок в поисках себя
Наступает момент, когда у ребенка формируется представление о собственном «я». Причем реальное «я» («какой я есть на самом деле») и «я» идеальное («каким бы я хотел быть») далеко не всегда совпадают. И вот этот зазор, степень этого несовпадения есть не что иное, как самооценка формирующейся личности, а потому – очень важно определить и характер, и масштаб несовпадения реального и идеального «я». Это можно сделать с помощью методики, называемой «Лесенка».
Нарисуйте на бумаге некую устойчивую лестницу с семью ступеньками. Из них третья ступенька должна иметь вид площадки. Объясните (или покажите), что на этой лестнице сидят дети в зависимости от их качеств: умные, добрые, сильные, послушные – наверху: чем лучше ребенок, тем выше он сидит («хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках сидят дети «плохие», «очень плохие», «самые плохие». Среднюю же ступеньку занимают дети не плохие и не хорошие.
И вот теперь пусть ваш ребенок сам решит, на какой ступеньке – его место. Решил, отметил место, – а теперь следующий вопрос: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким хочешь быть». Еще вопрос: «Покажи, на какую ступеньку посадила бы тебя воспитательница (учительница)? А мама?»
При этом набор характеристик лучше использовать самый простой: «добрый – злой», «умный – глупый», «смелый – трусишка», «старательный – лентяй» и в целом «хороший – плохой». Важно еще и увидеть, как именно ребенок выполняет задание: раздумывает, колеблется, сомневается, объясняет свой выбор или реагирует моментально, не задумываясь. Если объяснений никаких не следует, неплохо задать уточняющий вопрос: «Почему ты выбрал именно это место? Оно тебе всегда подходит?»
Если ребенок не раздумывая ставит себя на самую высокую ступеньку («Я хороший, я самый хороший, и мама так говорит…»), то его самооценку следует считать неадекватно завышенной. Если верхняя ступенька выбрана после некоторых раздумий и рассуждений по поводу «независящих обстоятельств» или же если ребенок осознаёт, что оценка взрослых может быть иногда ниже его собственной («Я, конечно, хороший, но воспитательница говорит, что неаккуратный»), то самооценку следует всё же считать завышенной.
Обдумав задание, ребенок поставил себя на вторую или третью ступеньку сверху. При этом сослался на реальные ситуации – как положительные, так и отрицательные, и считает, что взрослые оценивают его либо так же, как он сам, либо чуть ниже. Это признаки нормальной, адекватной самооценки.
Ребенок с заниженной самооценкой ставит себя на самые нижние ступеньки и выбор свой не объясняет, но может и сослаться на мнение взрослых. Дети с заниженной самооценкой из-за неуверенности в себе часто вообще отказываются «поиграть в лесенку» и на все вопросы отвечают: «Не знаю». Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, то это значит, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Если заниженная самооценка отмечена у ребенка дошкольного возраста, то это можно рассматривать уже как отклонение в развитии личности. Детям младшего и среднего дошкольного возраста скорее уж свойственна неадекватно завышенная самооценка: они не видят своих ошибок и не могут правильно оценить свои действия. Способность хоть как-то анализировать свои действия, поступки, переживания и соотносить всё это оценками окружающих проявляется у ребенка примерно на седьмом году жизни. В этом возрасте его самооценка становится более реалистичной и приближается к адекватной. Правда, в незнакомой ситуации всё пока не так просто, и самооценка снова стремится стать завышенной.
Для правильного, успешного контакта с 6–7-летними детьми важно знать особенности их поведения в зависимости от типа самооценки.
Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются «с ходу» решать любые, в том числе и весьма сложные, задачи и при этом не осознают собственных неудач. Они стараются всегда быть на виду, выделиться на фоне других, они афишируют свои знания и умения, всячески пытаясь обратить на себя внимание, иногда нарушая при этом дисциплину (например, выкрикивая что-то с места или кривляясь). В общем, такие дети постоянно стремятся к лидерству, зачастую без всяких на то оснований: сверстники не оценивают их стараний, поскольку направлены эти старания главным образом «на себя», и никакого коллективного сотрудничества не получается.
К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся, а если такой похвалы нет, то появляются тревога, обида, раздражение, слезы. На порицание одни из них реагируют также обидой, слезами, а то и криком, другие же вообще игнорируют любую критику в свой адрес. Бывает и так, что такого ребенка одинаково привлекают и похвала, и порицание, – главное быть в центре внимания. Вообще же дети с неадекватно завышенной самооценкой не очень-то чувствительны к неудачам: для них всё перевешивает высокий уровень притязаний, постоянное стремление к успеху.
Такая самооценка в 6–7-летнем возрасте может быть обусловлена совершенно противоположным отношением взрослых: либо оно некритично и основано только на похвалах, либо требования взрослых чересчур завышены, ребенок получает только отрицательные оценки, и тогда собственной высокой самооценкой ребенок просто-напросто защищается.
Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, тревожны, неуверенны в себе, скованны в движениях. Они не способны постоять за себя, очень чувствительны, чуть что – готовы расплакаться, не стремятся к контактам, трудно включаются в общую деятельность.
Таким детям свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, а неуспех в каком-либо деле тут же приводит к полному отказу от него. Они заранее отказываются от задач, которые кажутся им сложными, хотя, если взрослый их сочувственно поддержит, то с такой задачей они легко справятся. Эмоциональная поддержка мамы, папы, воспитателя для них особенно важна: она помогает победить неуверенность и тревожность. Напротив, порицание и окрики ухудшают положение, и ребенок вообще отказывается что-либо делать, становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, чего от него хотят. Ни в коем случае не следует торопить его с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями.
Взрослым надо учитывать, что такой ребенок медлителен в начале любого дела не из-за лени, а потому, что опасается собственной непонятливости, боится, что выполнит всё неправильно. Он всегда старается угадать, довольна ли им мама или воспитательница, и вообще – в одиночестве, без контроля, он зачастую лучше справляется с заданием.
Эти дети, как правило, в группе сверстников попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Надо сказать, что заниженная самооценка в 6–7-летнем возрасте встречается нечасто, и основана она не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. И часто виноваты в этом сами родители: они предъявляют к своему ребенку завышенные требования, никогда не похвалят его, зато ругают часто.
Специалисты считают, что заниженная самооценка в 6–7 лет, в период, который считается кризисным, является тревожным симптомом и может быть признаком отклонений в развитии личности.
Надо ли говорить, как важна и желанна в этом возрасте адекватная самооценка ребенка. Такая будущая уравновешенная личность дружелюбна и общительна, уверена в себе и активна, и, что самое интересное, склонна анализировать результаты своей деятельности. Дети с адекватной самооценкой настойчивы в достижении цели, быстро переключаются с одной деятельности на другую, стремятся сотрудничать, помогать другим. В ситуации неудачи они пытаются выяснить причины ошибки, могут выбрать задачу меньшей сложности (но не самую простую). В случае же успеха они могут сами взяться за задачу посложнее, поскольку стремление к успеху – одна из черт, формирующихся у них естественно, без ненужных «заскоков».
Из всего сказанного следует, что знать степень самооценки ребенка совершенно необходимо – как родителям, так и воспитателям. Без этого невозможно правильно выстроить процесс воспитания.