Рабочая программа учебного предмета "Технология" (девочки). 8 класс
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения программы
3. Содержание программы.
4. Учебный план.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
6. Система оценки результатов освоения программы.
7. Литература.
1.Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями личностно-деятельностного подхода к технологическому образованию, ориентирована на формирование у учащихся общих учебных умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности (общепознавательной, графической, проектной, а также навыков конструирования и дизайна). Федеральный базисный учебный план отводит для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология», в том числе в 8 классе – 34ч.
Содержание программы связано с такими предметами, как математика, физика, химия, изобразительное искусство, биология. Рабочая программа учебного предмета «Технология» предназначена для реализации федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и составлена на основе примерной программы «Технология. Программы начального и основного общего образования (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский Н.В., Синица и др.). – М.: Вентана–Граф, 2010.».
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-освоение технологических знаний;
-овладение общетрудовыми и специальными умениями;
-развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных , организаторских способностей;
-воспитание трудолюбия, бережливости , аккуратности;
-получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
2.Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения учебного предмета «Технология» учащийся должен:
знать/понимать:
– историю и современность народных художественных промыслов,
– приемы и последовательность выполнения технологических операций владимирской, двухсторонней, белой, штриховой глади, швов узелки и рококо,
– характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях,
– средства оформления помещений,
– назначение основных видов современной бытовой техники,
– функции семьи,
– понятие о товарах и потребности, о бюджете и культуре питания,
– правила безопасной эксплуатации бытовой техники, пути экономии электрической энергии в быту;
уметь:
– выбирать вид лент и нитей для определенных типов изделий,
– выполнять художественное оформление изделий,
– выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами,
– оказывать первую помощь при ожогах, поражении электрическим током и порезах
– объяснять работу простых электрических устройств по их схемам, рассчитывать стоимость потребляемой электроэнергии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
– для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использование швейных машин, приборов для влажно-тепловой обработки изделий,
– для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью, применения бытовых санитарно-гигиенических средств, применение средств индивидуальной защиты и гигиены,
– для безопасной эксплуатации электробытовых приборов,
– -для проектирования и изготовления изделия.
Содержание рабочей программы предполагает следующие формы обучения: учебно-практическая деятельность (комбинированный урок -30% теория , 70% – практика), выполнение творческого проекта с акцентом на потребительское назначение изделия.
3.Содержание программы
1.Введение
Цели и задачи предмета технологии. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка. Организация учебного процесса.
2..Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
2.6.Декоративно-прикладное творчество
· Виды лент для вышивки Материалы и инструменты Виды ткани для вышивания лентами.
· Правила перевода рисунка.
· Декупаж по ткани.
· Приемы вышивания различных цветов
· Правила составление композиции.
История вышивки. Материалы и инструменты. Художественная вышивка гладью. История и современность народных художественных промыслов, выполнение элементов владимирского шитья, двухсторонней глади, швами узелки о рококо.
2.2Бытовая швейная машина.
Устройство и работа на вышивальной швейной машине
5.5. Семейная экономика
.Семья и роль ее в государстве, формы семейного предпринимательства, понятие потребность, уровень благосостояния, классификация покупок, потребительский портрет вещи, информация о товарах, бюджет семьи, анализ сертификата на купленный товар, правильность составления штрих-кода, оценка затрат на питание семьи за неделю, оценка затрат за электроэнергию за неделю.
6.Электротехнические работы.
Альтернативные виды энергии, электроосветительные приборы (правила выбора при покупке), электробытовые приборы, облегчающие труд, классы и типы приборов. Развитие электроэнергетики. ТБ при работе с ними.
8.Проектирование и изготовление изделий.
Этапы выполнения проекта, алгоритм проектной деятельности
Понятие «художественное моделирование», анализ моделей из банка творческих проектов, (изготовление панно – гладью или лентами).
Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия, планирование процесса создания изделия, оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта
4.Учебный план
Разделы и темы программы |
Количество часов по классам |
||||
6 |
7 |
8 |
|||
1. Вводный урок |
1 |
1 |
1 |
||
2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 2.1 Швейные материалы 2.2 Бытовая швейная машина 2.3 Конструирование и моделирование 2.4 Раскройные работы 2.5 Технология швейных работ |
|
35
3 4 12 4 12 |
31
1 2 8 4 16 |
14
– 1 – – |
|
2.6 Декоративно-прикладное творчество |
8 |
12 |
13 |
||
3. Кулинария 3.1 Культура питания 3.2 Технология приготовления блюд 3.3 Домашние заготовки 3.4 Творческие задания |
|
18 1 11 2 4 |
18 1 11 2 4 |
– |
|
4. Черчение и графика |
2 |
2 |
– |
||
5. Технологии ведения дома 5.1 Уход за одеждой и обувью 5.2 Интерьер жилых помещений 5.3 Санитарно-технические работы 5.4 Ремонтно-отделочные работы 5.5 Семейная экономика |
– – – |
6 2 2 2
– |
6 2 4
– – |
6 – – – – 6 |
|
6. Электротехнические работы 6.1 Электротехнические работы 6.2 Радиоэлектроника 6.3 Цифровая электроника и ЭВМ |
– – – – |
– – – – |
– – – – |
7 7 – – |
–
|
7. Современное производство и профессиональное образование |
– |
– |
– |
– |
|
8. Проектирование изготовление изделий |
10* |
10* |
6 |
||
Итого |
70 |
70 |
34 |
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются различные методы обучения:
– словесные;
– наглядные;
– практические.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.
Практическая работа – графические зарисовки, разбор технологических карт, изготовление образцов и изделий. Цель практической работы – закрепление теоретических сведений и овладение приемами изготовления образцов или изделия.
Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, плакатов, схем, иллюстраций, карточек-схем. Наглядные пособия в процессе объяснения меняются.
Для объяснения нового материала используется метод фронтальной работы. Так как задания выполняются неравномерно всеми ребятами – проводится индивидуальная работа. Проводится текущий инструктаж, когда надо показать как правильно выполнить ту или иную операцию.
Выполнение коллективных заданий – наиболее эффективная форма организации труда при создании тематических композиций, что позволяет сократить силы, время и затраты на ее изготовление и содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений, чувства взаимопомощи.
Техническое обеспечение
1. Кабинет – просторное, светлое помещение с естественным доступом воздуха
2. Кабинет оснащен комплектом мебели, стендами для наглядных пособий.
3. Полками для хранения наглядных пособий
4. Компьютером
5. Швейными машинами
6.Вышивальной машиной
Учебно-методический комплекс.
№ |
Наименование объектов |
Количество |
1 |
Коллекция промышленных образцов тканей и ниток (Учебная) |
10 |
2 |
Лен (коллекция) |
10 |
3 |
Хлопок (коллекция) |
10 |
4 |
Шерсть (коллекция) |
10 |
5 |
Асбест |
1 |
6 |
Шелк натуральный |
10 |
7 |
Коллекция волокон |
10 |
8 |
Образцы ткацких переплетений |
10 |
9 |
Классификация волокон (Плакат) |
1 |
10 |
Натуральные растительные волокна (Плакат) |
1 |
11 |
Натуральные животные волокна (Плакат) |
1 |
12 |
Прядение. Системы прядения и продукты производства (Плакат) |
1 |
13 |
Лупы |
14 |
14 |
Спиртовая горелка |
1 |
1. Наглядные пособия:
– таблицы;
– рисунки;
– иллюстрации;
– образцы,
– мультимедийные презентации.
2. Раздаточный материал:
– карточки;
– схемы;
– пособия-инструкции;
– технологические карты
6. Система оценки результатов освоения программы.
Одна из важнейших задач – организация педагогической диагностики. Основными и необходимыми компонентами диагностирования являются контроль и оценка. Если контроль и оценка проводятся систематически и целенаправленно, они превращаются в средство руководства организованным самопознанием.
Процесс изготовления изделия на уроках технологии является моделью простейшего технологического процесса.
Необходим контроль и оценка следующих параметров:
– процесса изготовления изделия,
– конечного результата – готового изделия,
– знаний по данному разделу.
Для контроля знаний учащихся используются всевозможные тесты, кроссворды.
Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью освоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его
изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» – получают учащиеся, справившиеся с работой 100 – 90 %;
«4» – ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» – соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информаци.
7. Литература
для учителя
1 «Технология» Программа начального и основного общего образования. Под ред. В.Д.Симоненко, издательский центр «Вентана-Граф» 2010 г.
2 «Технология» Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 г.
3 «Настольная книга учителя технологии» А.В.Марченко, М., «Издательство «Астрель» 2005 г.
4 «Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников» М.Б.Павлова, Дж.Питт, М.И.Гуревич, И.А.Сасова, М., «Вентана-Граф» 2003 г.
5 «Технология для девочек 5-8 классы. Контрольно-измерительные материалы». Издательство «Учитель». Автор-составитель Г.А.Гордиенко.2010 г.
для учащихся
1 «Технология». 8 класс. Учебник под редакцией В.Д.Симоненко, М., Издательский центр «Вентана –Граф» 2010